Морилки

Чтобы изделие получилось похожим на дорогую мебель или на старинную мебель из гостиной, выручит морение. Придать однородность различающимся оттенкам досок,

которые использовали при создании изделия, или заставить обычные деревяшки выглядеть более экзотично тоже можно с помощью морения.

Морилки основываются на двух типах окрашивающих веществ: пигментах и красителях. Важно выбрать подходящий материал для работы и правильно нанести его на изделие.

Красители и пигментные морилки

На рис. 3-2 продемонстрировано различие между пигментными морилками и красителями. На доску из дуба, вверху, нанесен слой красителя под золоточешуйчатый дуб, а на другую доску, внизу, нанесен слой морилки под золоточешуйчатый дуб.

Подобно красителю пигментная морилка покрывает поверхность доски и очень мало проникает в глубь ее. Краситель содержит достаточно пигмента и непрозрачен. Морилка имеет те же пигменты, но в меньшем количестве, поэтому она практически прозрачна.

Пигменты находятся во взвешенном состоянии в связующем веществе — добавке, которая высыхает и создает как бы прокладку между деревом и морилкой. Наиболее распространенным связующим веществом на масляной основе является льняное масло. В водных морилках используется связующее вещество не на масляной основе. Пигментные морилки на любой основе перед работой необходимо тщательно перемешивать, чтобы смешать пигмент со связующим веществом, иначе окраска может получиться полосатой.

Красители значительно отличаются от пигментных морилок. Красители прозрачны, проникают в древесину любого типа и придают ей равномерный оттенок по всей поверхности.


Можно приобрести предварительно смешанный краситель в виде порошка или жидкого концентрата. Красители и в виде порошка, и в виде жидкого концентрата разводят растворителем: водой, спиртом или нефтепродуктом типа разбавителя для краски. С каждым типом красителя следует использовать соответствующий ему растворитель. Краситель, предназначенный для разбавления водой, обычно нельзя разбавлять спиртом.

Концентрированные жидкие красители можно разбавлять несколькими растворителями. Красители на основе спирта высыхают быстрее — возможно, слишком быстро, чем нужно для обычного применения. Красители на водной основе легче наносятся на поверхность и безопасны в использовании.

Пигментные морилки позволяют выбрать последующее покрытие. Когда морилка высохнет, можно на нее наносить любой материал. Например, использовать покрытия на масляной или на водной основе поверх морилки на водной основе или на масляной основе.

Прежде чем продолжать обработку поверхности, обязательно нужно убедиться, что морилка высохла. Температура, влажность воздуха и содержание влаги в древесине влияют на время высыхания, поэтому не всегда нужно полагаться на инструкции на банке. Если чувствуется запах растворителя, то, значит, морилка еще не высохла.

При нанесении красителей не исключено появление полос. Если на них нанести кистью или роликом покрытие, содержащее такой же растворитель, то могут появиться полосы и краситель способен частично проникнуть в покрытие. Это может придать потрясающую глубину окраске, но способно и осветлить ее.

В любом случае лучше для распыления верхнего покрытия (а не окрашивания) использовать специальное оборудование.

Нанесение морилки

Нанесение морилки не зависит от ее основы (пигмент или краситель). Сначала следует попробовать нанести морилку на небольшой обрезок доски, чтобы увидеть результат. Затем можно покрыть поверхность изделия морилкой и убрать ее избыток, чтобы выровнять цвет.

Когда морилка полностью высохнет, наносят новый слой, убирая излишки. Важно учесть, что вид меняется при высыхании, а затем снова меняется при нанесении прозрачного верхнего слоя отделки (рис. 3-3).


При смешивании порошкообразного красителя с водой или спиртом нужно учесть, что как бы тщательно ни смешивали составляющие, некоторые частицы красителя не растворятся. Следовательно, после смешивания лучше дать красителю отстояться. Потом нужно его снова размешать и процедить через кофейный фильтр, марлю или нейлоновый носок, чтобы убрать лишние частицы. При работе с сухими красителями, которые легко распыляются в воздухе, обязательно нужно надевать защитную маску или респиратор. Иначе могут возникнуть проблемы с дыханием или даже аллергическая реакция.

Можно смешивать морилку и красители для получения определенного цвета, если они имеют один и тот же растворитель. Для получения лучших результатов нужно смешивать материалы одного типа и одной торговой марки. Кроме того, важно перемешать каждый цвет отдельно до их объединения. Нельзя добавлять порошок или концентрат одного цвета к смешанному варианту другого цвета.

При окрашивании деревянного материала можно использовать жидкие или порошкообразные морилки. Нужно тщательно смешать порошковые красители, а затем отфильтровать их, как показано на рис. 3-4. Обычно цвет красителя или морилки, наносимый на дерево, не будет меняться, независимо от количества наносимых слоев. Цвет красителя потемнеет, но останется прозрачным. В отличие от красителя пигментная морилка с каждым слоем становится все темнее и менее прозрачной.


Морилки и красители на водной основе часто «поднимают волокно» древесины. Небольшие волокна приподнимаются вверх и остаются торчать подобно ворсинкам. Если нанести слой отделочного материала прямо на них, то изделие станет похожим на наждачную бумагу. Самым простым способом устранения приподнятых волокон является поднятие этих волокон до нанесения морилки или красителя на водной основе с последующим их удалением. Сначала дерево смачивают водой из бутылочки с распылителем и оставляют его до полного высыхания. Затем появившиеся ворсинки счищают шкуркой или скребком. В качестве простого и эффективного скребка подойдет лезвие канцелярского ножа. Лезвие нужно держать почти вертикально (как показано на рисунке) и аккуратно зачищать им поверхность.

Решение проблем, связанных с морением

Процесс нанесения морилки достаточно прост, но могут возникнуть некоторые проблемы, которых лучше избегать.

Подъем волокон. Самой большой проблемой, создаваемой ма териалами на водной основе, является «подъем волокон». Нужно просто продолжать работу, а после подъема волокон аккуратно убрать образовавшийся «ворс» (рис. 3-5).

Древесина имеет неравномерную окраску, и никакая морилка не способна полностью выровнять ее при нанесении только одного слоя. Самые большие подобные проблемы возникают с такой древесиной, как вишня и орех, в которых заболонь имеет намного более светлый оттенок, чем ядро древесины.

Чтобы получить темную окраску всего изделия, сначала нужно нанести морилку только на заболонь (как показано на этом кусочке вишневой доски). После высыхания наносят слой той же морилки на всю доску. Для получения естественной окраски потребуется морилка того же цвета, что ядро древесины, которую наносят только на заболонь.

Неравномерная окраска. Даже идеально подобранная доска может иметь по-разному окрашенные участки, и большинство морилок не могут сгладить это различие. На рис. 3—6 рассматриваются варианты выравнивания цвета.

Пятнистость. Некоторые виды древесины приобретают пятнистость при морении. Поэтому сначала наносится слой кондиционирующего вещества, и тогда получите желаемый результат (рис. 3-7).

Темная плоскость поперечного сечения. Поперечное сечение (кромка) поглощает больше пигментной морилки, чем остальная поверхность доски. Для компенсации необходимо отшлифовать данный срез шкуркой меньшей зернистости, чем используется для остальной поверхности. Затем следует покрыть кромку кондиционером. Проблему неровного окрашивания помогает решить нанесение на кромку морилки на основе красителя, которая не требует использования кондиционера.

Неправильно подобран цвет. Если на изделии получился нужный оттенок, но слегка более светлый, то наносят еще

Целый мир красок В стандартном ассортименте красителей в жестяных банках довольно просто подобрать разнообзные оттенки. Однако оттенок можно изменить по своему усмотрению. Одним из способов является смешивание стандартных красилей, обязательно учитывая, что можно смешивать красители, имеющие одинаковые растворители. Лучше всего добавить к продаваемым красителям фоновый цвет сти его прямо на дерево.

Акриловые краски (слева на картинке), краски для художников (справа на картинке) и цветовой круг помогут создать именно тот цвет, который нужен для превращения обычного изделия в нечто особенное.


Можно использовать масляные и акриловые краски для художников, а также вещества, дающие глянец (если материалы на водной основе).

Цветовой круг может помочь выбрать нужный оттенок. Традиционный цветовой круг показывает, как использовать красный, желтый и синий цвета для получения остальных цветов. Однако изготовители мебели используют в основном цветовой круг, показанный на нижней фотографии. Различные сочетания умбры, жженой умбры, охры, жженой охры, а также коричневой, белой и черной красок позволят создать различные мебельные красители красивых оттенков. Сначала можно поэкспериментировать на обрезке доски и записать компоненты понравившегося оттенка.

При смешивании красителей обязательно учитывают следующие моменты. На рис. 3-8 представлены предметы, которые помогут при создании оттенков, необходимых для превращения стандартного изделия в нечто особенное.

Для получения результатов, представленных на рис. 3-9, использовалась предварительно смешанная политура в сочетании с акриловыми красками. На левый образец был нанесен слой охры, на средний — умбры жженой, а на правый — смесь обеих красок.


Древесина сосны, вишни, клена и березы имеет различную плотность даже в пределах одной доски. В результате при нанесении морилки такая неравномерность может привести к появлению пятен. Более мягкие участки доски поглощают пигментную морилку быстрее, чем более твердые участки. Мягкие участки становятся более темными и менее прозрачными. Чтобы свести этот эффект до минимума, следует покрыть доску перед морением кондиционером. Кондиционер представляет собой вещество, закупоривающее поры древесины, благодаря чему достигается эффект, проиллюстрированный данным рисунком. Сначала на сосновую доску был нанесен слой кондиционера, затем слой морилки цвета красного дуба (справа вверху), а на образец, представленный ниже, была нанесена только морилка.


Кондиционер легко приготовить самостоятельно. Например, если завершить отделку планируется полиуретановым лаком, то можно сделать кондиционер, смешав 5 частей разбавителя с 1 частью полиуретанового лака. Такой кондиционер нужно нанести на доску, дать ему высохнуть, затем осторожно зачистить поверхность шкуркой № 220, убрать образовавшуюся пыль и нанести морилку.

один слой той же морилки. Когда получается другой оттенок, то можно скрыть его, нанеся более темную морилку.

Если морилка оказалась слишком темной, то лучше снять значительную часть ее, протерев поверхность подходящим растворителем. Для морилок на водной основе рекомендуется использовать воду; а для морилок на масляной -уайт-спирит.

Когда морилка на водной основе высохнет, ее нужно смыть водой, а затем начать весь процесс морения сначала. Можно снять часть или практически всю высохшую морилку на основе масла с помощью разбавителя лака. Если не удалось стереть достаточное количество морилки, то следует полностью стереть ее специальным веществом, вытравить все оставшиеся пятна и начать процесс сначала.

Можно удалить часть цвета с сухой окрашенной поверхности, протерев ее соответствующим растворителем. Но делать это нужно очень осторожно, чтобы не получилась полосатая окраска.

Гели представляют собой пигменты, красители или сочетание обоих, смешанные с отделочными материалами на водной основе или на масляной основе. В основном гель представляет собой тип красителя, который покрывает поверхность, не проникая в нее.

Гели обычно скрывают текстуру, но они и маскируют пятнистость, что видно из этого рисунка. Образец слева окрашен стандартной морилкой, а образец справа покрыт гелем.

Морилки-гели также хорошо использовать для глянцевания. Метод «глянцевания» позволяет наносить слой красителя между слоями отделочного материала или наносить искусственную текстуру практически на любую поверхность. Например, можно сделать так, что 2 различных вида древесного материала будут выглядеть одинаково или картон будет похож на древесину дуба.


Другие виды морилок

Существуют еще 5 видов морилок. В некоторых случаях можно использовать морилку на основе красителя/пигмента, цветной смеси масла/лака, геля, материала «все в одном» или краску, не поднимающую текстуру. Наиболее универсальной из всех перечисленных средств является смесь краска/пигмент, показанная на рис. 3~10. Однако в некоторых случаях для получения прекрасного результата лучше использовать гель (рис. 3-11).


Морилки на основе красителя/пигмента содержат оба типа красящих веществ, которые обычно разделяются ко времени приобретения их в магазине. Краска остается в растворе, а пигмент оседает. Поэтому перед применением их необходимо тщательно перемешать, чтобы получить нужный цвет.

Определить, является ли данный материал морилкой на основе красителя/пигмента, можно, опустив палочку в банку с еще не размешанным веществом. Если палочка окрасится по длине, а на конце образуется осадок (как показано на рисунке), то это и есть смешанный материал. Краска проникает в более твердые участки дерева, а пигмент — в поры и текстуру. Морилка на основе красителя/пигмента смягчает пятнистость, но, чтобы совсем избавиться от пятнистости, сначала потребуется нанести кондиционер.

Морилка на основе красителя/пигмента обеспечивает несколько вариантов морения. Если не размешивать материал, то вещество в верхней части банки будет действовать как морилка на основе краски. Можно использовать ее как морилку или добавить в состав совместимого с ней чистового покрытия в качестве тонирующего вещества.

Если слегка размешать морилку, то получится несколько другой оттенок того же цвета. Если полностью перемешать содержимое банки, т получится еще один оттенок. И наконец, осевший пигмент, оставленный неразмешанным. хорошо использовать в качестве палитры.

Цветные смеси масла/лака часто называют «датской масляной краской». В такую смесь входят: масло, лак, разбавитель и краситель. Она легко наносится на поверхность и достаточно ровно проникает в обрабатываемую поверхность, а также является стойким связующим материалом. Его можно использовать в качестве чистового отделочного покрытия.

Материалы «все в одном» предназначены для окончательной чистовой отделки изделия. Примером является полиуретановый лак с добавкой цвета. Эти материалы могут быть как на масляной, так и на водной основе, а цвет им легко придать с помощью красителя или пигмента. Они предназначены для одновременного окрашиварния и окончательной отделки изделия. Обычно это материалы для отделки поверхности и действуют как краски. Их довольно сложно наносить на поверхность, так как они быстро высыхают и возможно нанесение лишних слоев. Каждый последующий слой делает поверхность более темной и менее прозрачной. Наслоений слишком трудно избежать, следовательно, лучше не использовать такие материалы при окончательной отделке всего изделия.

Красители, не поднимающие текстуру, представляют собой материалы на водной основе. Их можно развести, спиртом. или растворителем для лака, что делает их совместимыми с отделочными материалами на масляной основе. Они очень быстро сохнут, что является одним из достоинств типичных красителей на водной основе.

См.также:

Отделка мебели
Важно понимать, что нельзя быстро и хорошо отделать мебель . Когда после сборки мебели высыхает клей, многие столяры стремятся поскорее закончить изделие и начать им пользоваться. Однако, чтобы достойным образом отделать мебель, потребуется несколько дней…

Основные прозрачные отделочные покрытия

Для мастерски сделанной мебели нужна отличная отделка. Рекомендуется использовать приведенные ниже прозрачные отделочные материалы. Высоких результатов можно добиться с помощью полиуретанового покрытия на масляной основе, лака, пропиточного масла и полиуретана на водной основе. Каждый из этих отделочных материалов обладает уникальными свойствами. , подходящими для конкретных изделий… Главная страница сайта | Главная страница раздела