Световое оформление интерьера важно не только для здоровья глаз, оно стимулирует работу головного мозга и способствует хорошему отдыху. Поэтому к подбору освещения для своей квартиры нужно подходить со всей серьезностью.
Любая комната, какую бы функциональную нагрузку она ни несла, должна освещаться таким образом, чтобы создавать максимальный комфорт ее обитателю. Рациональное освещение зависит от типа используемых осветительных приборов и приемов, которые помогают визуально увеличивать, сужать или расширять пространство в зависимости от поставленной цели.
Любой светильник создает световой поток, который можно классифицировать следующим образом. Во-первых, это точечный свет. Световой поток исходит из локализированной точки, находящейся либо на потолке, либо в среднем или нижнем уровне (настольная лампа, бра, торшер). Точечный свет бывает направленным и Ненаправленным в зависимости от назначения светильника. Например, при разработке настольных ламп основные усилия дизайнеров сосредоточены на организации регулируемого точечного света.
Во-вторых, это рассеянный прямой свет ламп с большой светящейся поверхностью, как, скажем, у люминесцентных или шарообразных светильников.
В-третьих, это отраженный свет — наиболее естественный и безвредный. Известно, что лучше читать лежа в гамаке в саду, чем находясь на раскаленном пляже. Солнечные лучи, проникая сквозь листву, словно «спрыгивая» с листка на листок под разным углом, становятся мягкими, рассеянными и не утомляют глаз. А на открытом пространстве все наоборот: от ярко освещенной страницы книги просто темнеет в глазах. Для достижения эффекта отраженного света в большинстве современных светильников ставят системы отражателей. Поток света от лампы сначала бьет в них, потом отбрасывается на потолок и лишь затем рассеивается в пространстве.
В зависимости от типа светильника и его расположения в помещении можно выделить несколько видов освещения: общее, местное (локальное) и декоративное.
Общее освещение создает общую световую атмосферу в помещении. Оно позволяет заниматься повседневными делами, однако предназначено лишь для тех занятий, которые не требуют сильного напряжения зрения.
Общее освещение может быть создано с помощью направленного светового потока или быть рассеянным, смягчающим резкие переходы от света к тени. Такое освещение объединяет зрительно отдельные функциональные зоны помещения в общую, целостную композицию интерьера комнаты. Рассеянное общее освещение можно создать с помощью плафонов и подвесов, снабженных рассеивателями и отражателями. Это часто не требует затрат на новую электрическую проводку.
Декоративное освещение придает любому интерьеру законченность и универсальность. Оно служит для акцентирования прямыми лучами света наиболее выигрышных деталей обстановки.
Местное, или локальное, освещение создает уют, способствует отдыху после трудового дня.
И, наконец, наиболее выгодное для человека освещение — естественное, то есть прямые или рассеянные солнечные лучи, льющиеся в окна. Солнечный свет бодрит, даст ощущение силы и здоровья, возбуждает центральную нервную систему, отвечающую за состояние и тонус других систем организма. Он активизирует обменные процессы, регулирует биоритмы.
Добиться всего этого с помощью какого бы то ни было искусственного источника света намного сложнее, так как-главный приемник световой энергии — глаз — сформировался в условиях естественного освещения. Вот почему так важно правильное естественное освещение квартиры, попадание в комнаты прямых лучей солнца.
Под воздействием ультрафиолетового излучения, которое обладает большой биологической активностью, повышается устойчивость организма к болезнетворным микробам, химическому загрязнению воздуха и другим неблагоприягным воздействиям. Поэтому вполне закономерно, что в условиях нехватки этого излучения происходит ухудшение общего состояния организма, снижение иммунитета, что приводит к возникновению различных заболеваний.
Чрезвычайно важно максимально использовать площадь окон. Шторы, особенно плотные, должны быть устроены так, чтобы днем их можно было раздвинуть за пределы окон. В качестве неподвижных допустимы лишь легкие, максимально прозрачные занавеси из тюлевых тканей. Необходимо учитывать, кстати, что запыленные окна на треть снижают естественную освещенность.
Очень желательно, если позволяет погода и отсутствие городского смога, в теплое время года как можно дольше Держать окна раскрытыми. Это позволит максимально
использовать обеззараживающее действие солнечных лучей.
Однако все хорошо в меру, и, разумеется, нежелательно, чтобы квартира целый день находилась под палящими лучами солнца. В этом случае необходимо использовать защиту от прямых солнечных лучей. Хорошо подходят для этой цели в жаркие дни легкие регулируемые шторы и жалюзи.
Дизайнеры рекомендуют помнить о том, что освещение любого пространства формируется не только с помощью светильников, но и всех присутствующих в интерьере поверхностей, от которых отражается свет — стен, пола, потолка, полированных или зеркальных дверей.
ПРИХОЖАЯ
Прихожая является своего рода психологическим рубежом между уличной суетой и домашним уютом и создает определенный эмоциональный настрой. Одновременно это также и сугубо утилитарное помещение, которое, как правило, используется для хранения верхней одежды и обуви, а также переодевания перед выходом на улицу и после возвращения домой.
Поэтому обстановка прихожей должна быть максимально удобной. Необходимо, чтобы ее интерьер обеспечивал благоприятную атмосферу для быстрого и легкого перехода от состояния деловой активности к спокойствию и отдыху.
Одна из особенностей освещения прихожей состоит в том, что дневной свет в ней чаще всего отсутствует. И поэтому, независимо от времени суток, приходится пользоваться светильниками. Причем, если днем соседние помещения достаточно хорошо освещены солнцем, желательно, чтобы свет в прихожей был максимально интенсивным. В то же время количество света в прихожей должно регулироваться так, чтобы соответствовать освещенности соседних помещений как в дневное, так и в вечернее время. Ведь, несмотря на то, что обычно человек проводит в прихожей не очень много времени, резкая смена освещенности при переходе в другие комнаты может создать некоторый зрительный дискомфорт и определенное неудобство при ориентировании в пространстве. К тому же пребывание в скудно освещенной прихожей, пусть даже кратковременное, может неблагоприятно сказаться на общем впечатлении от квартиры. И, наоборот, грамотное, мягкое и дружелюбное освещение уже у порога расслабляет и настраивает на открытое общение с домом.
В случае, если прихожая не обособлена и передвижение через неё связано не только с приходом и уходом из дома, но и с переходом из помещения в помещение, необходимо предусмотреть дополнительный светильник для постоянной ориентирующей подсветки. Им может стать любая декоративная лампа — например, настольная. Можно попробовать визуально «открыть» замкнутое пространство прихожей посредством имитации исходящего от поверхностей света: например, пустить по периметру прихожей карниз со спрятанными за ним светильниками или соорудить пропускающий свет полупрозрачный подвесной потолок со встроенными за ним светильниками.
В качестве дополнительного освещения для часто посещаемой прихожей можно также использовать принцип «второго света»: естественного дневного освещения, проникающего из смежных комнат через стеклянные Двери или остекленные поверхности стен.
Очень удобным решением будет установка в прихожей Двух независимых друг от друга, но взаимно дополняющих видов освещения: общего и сугубо функционального.
Кроме центрального освещения, в прихожей можно оборудовать отдельную подсветку зеркала и гардероба, то есть установить в прихожей три группы освещения или даже четыре, добавив мягкий свет нескольких стенных светильников с плавным включением вдоль стены.
Специального «рабочего» освещения требуют утилитарные зоны прихожей — зеркало и пространство для хранения верхней одежды.
В просторной прихожей освещение зеркала играет отдельную функциональную роль, поэтому оно лишь дополняет основной ориентирующий свет. В небольшой по площади прихожей хорошо поставленный в зоне зеркала свет может выполнять одновременно функции общего освещения.
Очень важно правильно осветить пространство перед зеркалом. Свет, который в зоне зеркала обычно формируется локальными источниками, должен направляться от зеркала равномерно, без создания теней, и быть достаточно ярким, поскольку человеку необходимо хорошо видеть свое отражение и при этом не испытывать дискомфорта. Освещенность в зоне зеркала рекомендуется максимальная.
Точки расположения светильников определяются величиной зеркала. Лучшим местом является верхняя часть зеркальной рамы, если она расположена не выше двух метров от пола. Очень высокое зеркало освещают обычно парой симметрично расположенных светильников также приблизительно в двух метрах от пола (рис. 82).
Поскольку освещение возле зеркала относится к категории рабочего, при выборе светильников решающее значение имеют их технические параметры. Предпочтительнее всего светильники несложной формы, излучающие не слишком резкий рассеянный свет. Световой поток может быть и прямым, но ни в коем случае не пересекаться с взглядом смотрящегося в зеркало и не слепить глаза. Количество светильников может варьироваться.

Освещение зеркала, одновременно являющегося дверцей встроенного шкафа, можно организовать с помощью карниза, снабженного встроенными светильниками с регулируемым углом поворота или источниками света на гибких подвижных кронштейнах. Так же можно поступить и с зеркальной дверью: над ней располагают светильник на удлиненном основании с двумя-тремя подвижными источниками света.
В случае, если предназначенное для прихожей помещение спроектировано не слишком просторным или имеет неудачную форму, можно сгладить эти недостатки с помощью освещения.
При коррекции узкой, вытянутой в длину прихожей обычно рекомендуется интенсивно осветить стены. Для Устройства такого освещения по помещению распределяют мощные светильники, пучки света которых направляют к стенам. Отражаясь от верхней части стен и частично от потолка, сильный свет иллюзорно растворяет поверхности. Однако светильники с направленными вниз пучками прямого света не рекомендуется устанавливать в тесной прихожей, имеющей низкий потолок.
Светильники могут находиться как на потолке, так и на стенах, главное, чтобы их лучи были направлены в необходимые точки интерьера.
На рис. 83 изображена просторная прихожая, плавно соединяющаяся с другими помещениями квартиры (вариант открытой планировки). На стенах расположены оригинальные светильники удлиненной формы, а в потолок вмонтирован круглый светильник, форма которого повторена узором напольного покрытия.
Очень удобно использовать в прихожей настенные или потолочные светильники с регулируемым углом поворота (рис. 84).


Кстати, с помощью таких светильников можно скорректировать высоту потолка: если свет направлять строго на стены, потолок, остающийся в тени, зрительно как бы «понижается».
В прихожей с обширным потолком можно порекомендовать установить в центре потолка рассеивающие светильники.
В геометрически сложных помещениях, имеющих в плане форму многоугольника, целесообразно прибегнуть к световому зонированию, создав на пути в глубину жилого пространства интересные декоративные островки, освещенные с разных ракурсов разнообразными источниками света. Это могут быть, например, легкая подсветка настенного панно, миниатюрное бра возле маленького зеркала, компактное кресло в соседстве с узким торшером и тому подобное.
Все названные средства используются в основном для того, чтобы привести несоразмерности помещения прихожей к привычной норме. Однако можно воспользоваться и необычным, эффектным решением: вместо того, чтобы уравновешивать диспропорции, подчеркнуть и даже усилить их. Например, углубить перспективу длинной и узкой прихожей посредством ровного ряда однотипных светильников.
Для прихожей хорошо подходят настенные светильники. Форма их может быть самой разнообразной.
Это могут быть, например, бра, которые одинаково пригодны как для низких, так и для очень высоких помещений, или встроенные в стены настенные светильники, которые напоминают иллюминаторы и придают прихожей эффект загадочности, таинственности. Однако чем ближе к стене расположен светильник, тем тщательнее должна быть выполнена отделка, поскольку боковой свет выявляет малейшие изъяны.
Устанавливать светильники рекомендуется на высоте около двух метров, так, чтобы свет концентрировался в области чуть выше человеческого роста. Но в некоторых случаях, если необходимо добиться определенного эффекта, светильники можно несколько опустить к полу или поднять к потолку.
Иногда прихожую целесообразно оснастить светильниками, которые управляются не традиционными выключателями, а специальными переключателями на основе датчиков, чувствительных к движению или теплу для того, чтобы свет включался как только приоткроется одна из дверей в комнаты или на лестничную площадку.
Очень удобны выключатели с подсветкой и контрольные выключатели. Внешне они похожи, но работают по разным схемам. На выключателе с подсветкой установлена уже упоминавшаяся индикаторная лампочка. Она покажет местонахождение выключателя в темной прихожей или коридоре. Горящая лампочка на контрольном выключателе сигнализирует, что свет включен. Для экономии электроэнергии можно установить выключатели с часовым механизмом или программируемые и непрограммируемые таймеры. Таким образом, датчик, реагирующий на определенный порог освещенности, с наступлением сумерек включит свет на лестничной площадке, а с увеличением яркости солнечного освещения — выключит. Для этой цели подобные устройства оснащены светосенсором, который реагирует на увеличение или уменьшение яркости относигельно установленного порога. Устройство имеет функцию задержки времени во избежание нежелательной коммутации во время текущей перенастройки яркости. Выключатели освещения могут применяться и для наружной установки.
Интересными современными приборами являются датчики движения. Эти датчики включают освещение, как только человек появляется в зоне их действия. Датчики движения выпускаются только для внутренней установки, являются пассивными инфракрасными датчиками и не используются как охранная сигнализация, но вполне могут обеспечить комфортные условия для своих владельцев. Основное назначение внутреннего датчика в квартире — автоматическое включение и выключение света, например в коридоре или прихожей. Датчик, установленный на лестнице, может избавить от неоправданной необходимости освещать ее круглые сутки — свет будет зажигаться, как только на лестнице появится человек. Существуют выключатели с датчиком движения, которые обеспечивают временное (до 3 минут) включение света при появлении человека в зоне действия датчика.
ГОСТИНАЯ
Никогда не стоит недооценивать значение освещения в гостиной. Ведь обычно именно это помещение — наиболее симпатично и желанно. Гостиная ассоциируется со спокойной, уютной обстановкой, островками мягкого света, где приятно и почитать книгу, и отдохнуть, и посмотреть телевизор. Создать необходимое настроение порой может всего один щелчок выключателя. Поэтому принципиальную схему освещения важно продумать прежде, чем начинать оформление комнаты. Можно очень долго и придирчиво подбирать элементы интерьера — ткани, обои, разные очаровательные мелочи, но если гостиная не имеет хорошего освещения, то самое ценное — атмосфера — будет утрачено.
Для оптимального освещения гостиной подойдут несколько типов осветительных приборов.
Выбор источников освещения, как правило, начинают с верхнего света — самого распространенного вида освещения.
Обычно такой свет падает сверху вниз из середины потолка — от подвесного плафона, люстры, абажура, — хотя существует и много других вариантов.
Для направленного потока света можно использовать светильники с абажуром или отражателем. Причем чем глубже сама лампа, чем острее конус отражателя светильника, тем целенаправленней будет его свет. Куполообразные, с широким конусом лампы создают рассеянное освещение.
Можно вместо традиционной люстры использовать точечные светильники. Очень популярным решением создания общего освещения является размещение небольших потолочных светильников по верхнему периметру гостиной. Такие источники отражают свет от стен или потолка и отдают большую часть его назад, равномерно рассеивая по всей комнате (рис. 85, 86).
Потолочные светильники могут быть встроенными в конструкцию потолка или специальных выступов, размещенных на потолке. Часто можно встретить вариант, при котором припотолочные светильники скрывает идущий вдоль стен выступ. Этот прием зрительно увеличивает объем помещения и выгодно подчеркивает конфигурацию пространства.
Использование закарнизного освещения в гостиной позволяет отказаться от традиционной люстры, создать ощущение свободного пространства и правильно организовать освещение (рис. 86).
Мягкого рассеянного освещения можно добиться также посредством непрерывной световой полосы всей той стены, на которой расположены окна.

Световые источники должны быть прикрыты карнизом для занавесей, специально для того приспособленным. Такое освещение дает прекрасные практические и эстетические результаты. Прямоугольную гостиную можно сделать оптически квадратной, если в дополнение к монотонной подсветке трех стен создать выраженный световой акцент на удаленную стену. Раздвинуть пространство можно и по-другому — подсветив нижние углы комнаты, а сузить — направив свет в ее верхние углы. Низкий потолок не будет «давить», если не использовать для освещения такой гостиной громоздкие люстры, перегруженные декоративными деталями.
Потолок можно зрительно приподнять, используя светлые холодные тона и тонкие блестящие текстуры. Причем при определенных форме и расположении светового пятна потолок может приобрести иллюзорный уклон и навевать ощущение мансарды. С помощью света потолок вообще можно «отделять» от стен и заставлять его «парить» над комнатой. Эффект парения достигается с помощью равномерной подсветки напольными или за-карнизными светильниками. Однако такая панорамная подсветка хорошо работает только с идеально ровной поверхностью потолка, в противном случае все, даже самые мелкие, дефекты проявятся с удвоенной силой.

При освещении гостиных большого размера лучше всего использовать светильники прямого света. Изменяя яркость света, отраженного от пола, стен и потолка, можно корректировать объем помещения гостиной. Некоторые специалисты считают, что точечные потолочные светильники не предназначены для освещения больших помещений, но, с другой стороны, это дело личного вкуса. Можно, например, скомбинировать обычную люстру — основной источник света — с точечными светильниками, например, расположив их по периметру комнаты для увеличения освещения.
Прекрасным дополнением к осветительным приборам является возможность регулировать интенсивность их света. Например, можно использовать шести-восьмика-нальный выключатель, в который добавлены клавиши «темнее/ярче», «включить весь свет/выключить все».
При наличии универсального пульта и (или) радиовыключателя светом можно будет управлять и из-за праздничного стола или с дивана.
Боковое освещение выглядит более деликатным, даже интимным, по сравнению с верхним светом. Современные настенные светильники часто направляют пучок света вдоль по стене и вверх, создавая дополнительные островки света. Однако такой тип освещения не очень хорошо подходит, например, для чтения. То же можно сказать и о светильниках для подсветки. Их назначение очень утилитарно. Такие источники света просто крепят ниже или выше предметов, которые нужно выделить светом. Особый шик и индивидуальность приобретает интерьер, в котором расставлены четкие световые акценты на предметы декора — растения, аквариумы, статуэтки, подсвечники. Такой вариант подсветки дает двойной эффект. С одной стороны, из общей интерьер-ной композиции выделяются наиболее интересные и оригинальные детали, а с другой — ближайшая к ним стена превращается в своеобразный экран, на котором запечатлеваются причудливые тени. Потрясающий эстетический эффект и элемент нереальности создает подсветка направленным точечным светом картин и декоративных панно.
Большой простор для художественных «манипуляций» со светом дают настольные лампы. С их помощью можно легко осветить как всю комнату, так и ее уголки. Иногда в этом случае можно вовсе не прибегать к верхнему свету. Можно установить удобную настольную лампу с достаточно ярким освещением рядом с журнальным столиком. Настольные лампы позволяют «играть» светом по собственному усмотрению. Например, если расположить по комнате настольные лампы так, чтобы они создавали как бы мягкие облачка света, и подсоединить все провода к одному выключателю, можно создать уютную атмосферу и вместе с тем приподнятое настроение, когда все лампы приветственно вспыхнут, едва хозяин ступит на порог гостиной.
Необычно осветить комнату помогут и напольные светильники. Их легко перемещать по комнате, они хороши как для общего света, так и для освещения отдельных уголков. Можно, например, поставить торшер с традиционным абажуром рядом с креслом, создав атмосферу для расслабления и отдыха. В кругу света возникает особенное чувство уединения.
Для более общей подсветки можно установить напольный светильник с конусообразным отражателем, направленным к потолку.
Дизайнеры не советуют планировать строго и равномерно распределенное освещение всей гостиной. Считается, что в этом случае комната потеряет свои контуры, будет казаться скучной и быстро утомлять присутствующих, поскольку в ней будет недоставать напряжения и контраста.
Главный закон освещения гостиной — общий свет плюс локальные подсветки, поскольку все это привнесет свое настроение в каждый уголок комнаты. Чем больше локального освещения (светильников, торшеров и настольных ламп) будет в квартире, тем лучше.
По мнению специалистов, для создания в комнате ком фортной атмосферы необходимы не менее трех источников света с разной ингенсивностью, расположенных на разных уровнях. Например, можно установить в гостиной четыре группы освещения: потолочное, освещение по периметру в виде бра, световые шнуры, местное освещение журнального столика и мягкий свет для просмотра телевизора (световые контрасты, мешающие смотреть телевизор, легко сгладить с помощью дополнительной подсветки за ним).
В местах, где семья проводит большую часть времени, требуется общее освещение с использованием потолочных или настенных светильников, а также специальное освещение, которое дают настольные лампы и торшеры. Если потолок в гостиной низкий, лучше выбрать настенные светильники или бра, которые не рекомендуется монтировать близко к потолку, чтобы его не поко робило от жара.
Соседство света и темноты будит ассоциации с природой, создает уютное настроение и сообщает помещению световой ритм, поэтому, по мнению специалистов, устраивать такие «островки» света за счет разных его источников наиболее целесообразно.
Расположение световых оазисов зависит от того, как проводят свое время в гостиной ее обитатели. Например, кто-то любит почитать в то самое время, когда другой член семьи отдыхает на мягком диване. Для чтения потребуется свет поярче, а для отдыха — более приглушенный. Особое освещение потребуется и в том случае, если часть комнаты время от времени используется как столовая или при необходимости подсветить прекрасную коллекцию картин или уникальный фарфоровый сервиз.
Следует обратить внимание на то, что освещение предметов искусства требует особого вида декоративного света: здесь применяются низковольтовые регулируемые источники рассеянного света или направленные световые проекторы; иногда картины обрамляются гибкими световыми лентами.
Важно отметить, где именно потребуется отдельное освещение — на стене, на полке, на столе. Все зависит от того, как обитатели гостиной проводят досуг, какими вещами они дорожат.
Прежде чем расставлять мебель, можно воспользоваться уже упоминавшимся ранее, старым и простым приемом — отметив расположение мебели на миллиметровой бумаге, подумать, для всех ли светильников хватит розеток и в нужном ли месте они располагаются. Например, если хозяин гостиной предполагает установить в один из уголков комнаты свое любимое кресло для чтения, то нужно, чтобы рядом нашлась и розетка. Это очень важно: как правило, отдельное освещение требуется почти для каждого места, где предполагается какое-нибудь сосредоточенное занятие.
Примеры освещения гостиной приведены на рис. 87. Чем больше света — тем лучше, чем разнообразнее светильники — тем более стильно.

Если гостиная или ее часть одновременно используются в качестве столовой, к освещению этого пространства нужно подходить с особыми мерками. Здесь хорошим решением может стать подвесная лампа над столом с регулятором яркости. Может быть и так, что органичным окажется создание освещения укромного уголка с помощью симпатичных бра, а для обеденного стола будут использоваться свечи.
Кстати, свечи до сих пор не потеряли своей популярности, несмотря на повсеместное торжество электричества. Они по-прежнему остаются самым романтичным и независимым видом освещения. Свечи могут стоять на столе, на каминной доске, могут быть вставлены в канделябр и люстру-подсвечник на потолке или даже — убраны в фонарь. Своими маленькими трепещущими огоньками свечи вносят в обстановку необычайную гармонию и уют. Они преображают все вокруг и настраивают присутствующих на задушевный лад. Мягкий и ласковый свет свечей способен создать настолько неповторимую атмосферу, что очень легко совсем забыть про электричество…
СТОЛОВАЯ
При всем многообразии архитектурных решений освещение играет большую роль и в оформлении столовой. Свет в столовой предназначен для создания спокойной, непринужденной атмосферы и наилучшей «подачи» сервировки стола. Можно выделить основной принцип освещения столовой: максимальное выделение стола, легкое обозначение периметра комнаты и иногда затенение потолка. Лучше всего создать мягкое, рассеянное освещение (поэтому иногда целесообразно отказаться от люстры или зажигать ее только во время торжественных ужинов). Но оно непременно должно выделять доминанту — стол. При этом надо стараться избегать теневых пятен или бликов на лакированной столешнице. Решить эту проблему можно, накрыв стол красивой и добротной скатертью.
Все в столовой, в том числе и свет, должно способствовать подготовке организма к приему пищи — процессу, очень важному для здоровья человека. Красивая сервировка, правильно освещенная, стимулирует звуковые, световые, слуховые и другие анализаторы, помогающие организму подготовиться к трапезе, выработать желудочный сок. Недаром в дореволюционные времена в каждом обеспеченном доме строго соблюдались обеденные традиции: вся семья собиралась за большим, уютно освещенным столом, покрытым накрахмаленной скатертью, с обязательными салфетками. В лучах теплого света особенно изящно выглядел тонкий фарфор, переливался бликами сияющий хрусталь и начищенные до блеска столовые приборы, трапеза происходила неторопливо, велись тихие беспредметные разговоры. Вообще, священнодействие этого ритуала во все века было окружено особой атмосферой: считалось, что за столом должны царить покой и доброжелательность. В императорских дворцах и семьях крупных европейских вельмож было принято украшать столы живыми цветами, а обеды проводились под звуки струнных оркестров.
Для создания уюта в столовой подойдет как искусственное, так и естественное освещение: застекленная крыша, через которую дневной свет равномерно заполняет все пространство, или окна во внешних и внутренних стенах. Вечером столовую могут освещать торшеры, настольные лампы, люстры, точечные светильники, канделябры со свечами…
Всего и не перечислить, здесь каждый должен доверять своему вкусу. Но несколько универсальных правил подойдут для светового оформления любого интерьера.
Основная функция, которую должны выполнять расположение и вид светильников в столовой — это, как уже говорилось, формирование на поверхности столешницы комфортного светового пятна, которое зачастую является достаточным условием благоприятного освещения. Здесь главное правило заключается в том, что стол должен быть освещен полностью. Светильник с абажуром помещают так, чтобы при самом низком его положении пятно света совпадало с краями столешницы. В любом случае оно не должно быть меньше окружности стола. Обычно для освещения столешницы используется прямой направленный световой поток. Это достигается расположением в зоне стола светильников с открытой нижней частью. Светильники с открытым верхом образуют световые пятна и на потолке.
В отличие от гостиной, обязательно требующей общего освещения, локальный, сосредоточенный на столешнице свет в столовой можно считать альтернативой основному освещению, которым в этом помещении иногда даже можно пренебречь. Однако в этом случае местное освещение функционального центра трапезной не должно оставлять углы комнаты чрезмерно темными.
Можно использовать, например, и такие подвесные осветительные приборы, конструкция которых позволяет регулировать их высоту — поднимать или опускать к обеденному столу.
Чем ближе к поверхности стола находится осветительный прибор, тем уютнее выглядит помещение. Например, лампа под большим абажуром, низко висящая над столом, особо подчеркнет единство и сплоченность собравшейся за трапезой семьи, в которой царит взаимопонимание.
Несмотря на то, что такой вариант освещения пришел к нам из прошлого столетия и сегодня кому-то может показаться старомодным, лампу с матерчатым абажуром можно назвать классическим вариантом для столовой. Ткань абажура очень эффектно рассеивает и ограничивает световой поток, а ее цвет позволяет создать вокруг такого светильника окрашенный, обволакивающий полумрак. При этом на столешницу из-под абажура падает яркий прямой свет.
Модные абажуры сегодня производят из стекла, ткани и даже металла. Тканевые абажуры делают свет мягким и особенно уютным. Однако, к сожалению, многие из них — например, шелковые абажуры — недолговеч-I ны, не выдерживают слишком мощных ламп, быстро выгорают.
В интерьерах стиля хай-тек прекрасно смотрятся абажуры, изготовленные из блестящего или матового хрома. Новым модным веянием являются так называемые «экологические» абажуры из дерева, бумаги, кожи или грубых волокон. Форма абажура может быть круглой, пирамидальной, дугообразной — практически любой, даже изображать голову птицы или зверя.
Абажур может быть сделан из матированного белого или цветного стекла, а также другого полупрозрачного материала. Неплохо, если его цвет желтый, оранжевый или красный, то есть лежит в границах «теплой» зоны спектра. Ведь общеизвестно, что «теплый» свет благоприятен для внешнего вида кожи. Но если специфика интерьера диктует иное решение, можно использовать и «холодную» окраску абажура, однако в этом случае такая лампа не должна бьпъ единственным источником света в столовой, и здесь следует установить другие светильники, желательно без характерной окраски. Делается это для смягчения холодного оттенка отфильтрованного света, который искажает цвет человеческих лиц.
Если в столовой находится единственный светильник, его абажур должен пропускать рассеянный свет до такой степени, чтобы позволить ему распространиться по всему помещению.
Необходимо выбрать такую высоту для светильника, чтобы он не закрывал сидящих за столом друг от друга и, разумеется, не слепил глаза. Не рекомендуется устанавливать над столом также мощный точечный источник света, поскольку он дает резкие тени, искажающие пред меты и лица. Кстати, в связи с этим становится понятной традиция накрывать стол белой (или светлой) скатертью. Отраженный свет, равномерно исходящий от светлой матерчатой скатерти, корректирует тени на лицах участников застолья, смягчает резкость, создавая мягкоотраженные и рассеянные лучи, идущие снизу.
Уровень расположения светильника над столом непосредственно зависит и от мощности его ламп: если источник света слабый, то он должен находиться ближе к столешнице. Высокорасположенный над столом источ ник света, наоборот, придает застолью атмосферу торжественности, иногда даже чопорности.
Основное освещение столовой может быть устроено также при помощи высокой настольной лампы. Прямой свет от нее должен падать строго вниз, к столешнице. При этом допустим и незначительный направленный вверх световой поток. По сторонам от такого светильника должен распространяться максимально мягкий, рассеянный свет. Отлично подойдут для обеденного стола и небольшие низкие лампы простой формы, излучающие спокойный свет и скромно дополняющие изысканную сервировку.
Светильников в столовой может быть и несколько. Обычно их количество и расположение подбирается в зависимости от формы стола: над круглым или квадратным столом светильники принято группировать вокруг одного центра, над прямоугольным — располагать линейно. Продолговатый обеденный стол можно освещать при помощи нескольких мелких светильников, высота расположения которых необязательно должна быть одинаковой. Сгруппированные источники света располагают в геометрическом порядке либо произвольно, с их помощью создают различные композиции, варьируя при этом длину’ штанг. Можно использовать и переносные светильники с фиксированным положением светового центра.
Расположение основного потолочного светильника определяется серединой функционального центра столовой, то есть стола, поэтому при проектировании «трапезной» желательно заранее продумать, как будет расставлена в ней мебель. В зависимости от планировочного решения возможны три основных варианта расположения светильника в столовой. Первый из них, когда стол находится точно в середине помещения, не нуждается в подробном описании — светильник традиционно крепится в центре потолка.
Если середина стола не совпадает с геометрическим центром потолка, рекомендуется соответствующим образом сместить светильник или сделать его «плавающим». К сожалению, такой прием не всегда уместен для потолка с симметричным узором. Но если потолок однотонный, без декоративных деталей, то источник света можно расположить практически в любом месте. При значительном смещении светильника целесообразно установить на потолке еще один.
«Плавающий» вариант освещения создается источниками света на подвижных рычагах и токопроводящих шинах. Для этого подойдут также высокие торшеры, которые позволяют освещать середину стола.
Нередко в процессе эксплуатации или в зависимости от статуса трапезы площадь стола или его место относительно центра помещения изменяется. В этом случае больше подойдут мобильные светильники на токопроводящих шинах, которые можно протянуть по потолку и даже по стенам.
Итак, основные источники света в столовой должны находиться над столом (рис. 88).

Но иногда этого становится недостаточно, и в этом случае необходимо дополнять главные светильники вспомогательными. Для этого можно воспользоваться светильниками следующих разновидностей. Например, в просторной столовой можно установить равномерную подсветку по периметру с помощью развешанных по стенам бра. А в столовой небольшого размера со стенами, не закрытыми мебелью, по контуру потолка можно расположить визуально расширяющие помещение точечные светильники. Если же у стен стоит мебель, целесообразно установить вдоль стен широкие карнизы, за которыми расположатся встроенные светильниками. Необычный эффект дает подсветка застекленных шкафов с посудой. Снабженные небольшим встроенным светильником, они служат дополнительным источником света благодаря его бликам, красиво отражающимся от драгоценного хрусталя и фарфора. Отдельными светильниками с не очень яркими лампами можно так же, как и в гостиной, подчеркнуть размещенные на стенах крупные предметы декора. Несмотря на небольшую мощность, они, тем не менее, создадут достаточное дополнительное ориентирующее освещение.
При помощи низких источников искусственного света можно подсветить дальние углы столовой.
Освещение столовой очень выигрывает от использования «живого» огня. Но, как правило, свет лампад и свечей довольно слаб. Оптимального эффекта можно достигнуть, расположив многочисленные огоньки на разных уровнях. Иногда можно создать интересные комбинации, сочетая с огнем свечей теплое сияние небольших электрических светильников.
Удачно организованное освещение позволяет преображать комнату, создавая по желанию теплую домашнюю или сдержанную официальную атмосферу. В этом помогает как большое количество источников света, так и возможность регулировки их параметров. Изменяя освещенность, можно разнообразить обстановку застолья, создавая ослепительный электрический блеск для торжественного случая или мягкий рассеянный свет для дружеского праздника, «поддерживаемый» локальными световыми зонами на столе и в других точках помещения. А интимные застольные беседы лучше вести в окружении полумрака, для создания которого на стол устанавливают мелкие светильники.
Интересен вариант так называемого потолочного «фонаря» — кровельного окна в потолке столовой. Такое освещение наиболее естественно и особенно благоприятно для дневной трапезы. Ведь так приятно насладиться игрой солнечного луча, ожившего в бокале старого вина…
См.также:
Мебель для дома
ПРИХОЖАЯ Прихожая, как известно, начинается с вешалки. Подвесные, напольные, разных форм и размеров, выполненные из всевозможных материалов вешалки не одно столетие верой и правдой служат человечеству. Целые поколения дизайнеров работали над совершенствованием этого нехитрого предмета обстановки, чтобы сделать его элегантным и полифункциональным…
Как правило, самой большой нагрузке подвергается пол в прихожей. Это та зона квартиры, через которую ходят больше всего, причем часто — в обуви с грубой подошвой, и к тому же здесь оседает вся грязь, приносимая с улицы. Значит, пол в прихожей должен быть достаточно прочным, устойчивым к повреждениям и лег-комоющимся… Главная страница сайта | Главная страница раздела