Гармония стекла и света

Многие ведущие дизайнеры (как западные, так и отечественные) считают стекло практически идеальным материалом для изготовления светильников, несмотря на то, что долгое время стекло присутствовало в них в основном как декоративный элемент: например, на медном каркасе люстры закреплялся хрустальный убор в виде бесцветных или розовато-лиловых граненых подвесок.

Шло время, и когда на смену свечам, масляным и керосиновым лампам пришло электричество, стекло оказалось практически незаменимым, несмотря на то, что первые электрические лампочки больше напоминали лабораторные сосуды, чем источник горячего и прекрасного живого света. Стекло во все времена использовалось для создания электрических лампочек: от изобретенной Эдисоном «классической» лампы накаливания, которая была единственным источником света до начала сороковых годов XX столетия, до галогенных ламп, появившихся в конце семидесятых. Менялась «начинка» лампы — к традиционному инертному газу, окружающему нить накаливания, добавились галогены -фтор, йод, бром, — но «оболочка» оставалась все той же: стеклянной. Сегодня же существуют стеклянные лампы из материалов настолько прочных, что их можно встраивать даже в пол: стекло выдерживает человеческий вес.

Очень скоро после изобретения первой электрической лампочки стекло выступило и в роли материала, способного великолепно объединить свет и цвет: украсить светящуюся колбу и одновременно замаскировать ее «наготу».

Одним из первых художников, работавших в этом направлении дизайна, был знаменитый американец Диме Тиффани. Сейчас его имя известно во всем мире.

Тиффани родился в богатой семье потомственных ювелиров, однако его привлекли не драгоценные камни, а… разноцветные стекла. Он стал брать уроки живописи, учился в Париже, много путешествовал, изучая искусство Африки, Испании, Египта.

Тиффани был пионером художественного течения, ныне известного как ар нуво (фр. art nouveau — «новое искусство»), или модерн. Он хотел добиться того, чтобы, в отличие от современной технологии окраски готового стекла, не дающей необходимой прозрачности, само стекло передавало текстуру и цвет, и потратил много времени на то, чтобы найти способ повторить или даже превзойти успех средневековых стеклодувов. Вера в почти чудесные внутренние свойства стекла привела дизайнера к величайшему открытию — разработке нового вида стекла, который он назвал «favriJe», что по-русски означает «сделанный руками».

Создание уникального многоцветного «фаврильско-го» стекла с металлическим отливом привело художника к созданию знаменитых во всем мире «ламп Тиффани» — потрясающих по красоте стеклянных абажуров, с которыми сегодня его имя ассоциируется у большинства людей. Создавая свои витражные лампы, Tиффани выстраивал орнаменты из цветов и растений, окрашенных во множество цветов и оттенков. В качестве моделей для своей работы он использовал десятки растений: герань, магнолию, мак, ломонос, молочай, водяные лилии, желтый нарцисс, тюльпаны, пионы, настурции, бегонию, гортензию, ракитник, розы, яблочный и вишневый цвет, глицинию, даже бамбуковые листья и экзотические фрукты — например, ананас. Кроме того, Тиффани создавал лампы, украшенные геометрическим орнаментом (рис. 67).

Основание лампы чаще всего было металлическим, иногда его украшала мозаика. Очень редко оно конструировалось под конкретную модель абажура, обычно его можно было соединить с любым из абажуров.


Тиффани сконструировал множество разнообразных видов ламп и абажуров — от простых до вычурных, от неброских до роскошных. А самая сложная модель состояла более чем из тысячи кусочков стекла.

Число подражателей и имитаторов Тиффани непрерывно росло. Так, Мартин Бах и Томас Джонсон начали изготовление произведений из стекла в стиле «кветрас», названном по имени южноамериканской птицы с роскошным многоцветным мерцающим плюмажем, а Джозеф Вебб с большим успехом начал выпуск «жемчужного атласного стекла».

Разумеется, авторские модели уникальны и очень дороги. Они выполняются на заказ, выставляются на аукционах. А многие из изделий самого маэстро стали музейными редкостями. Однако и «подражатели» делают в области изготовления настольных ламп в стиле Тиффани успешные попытки (рис. 68).

Сегодня почти все законодатели «световой» моды вьпускают полный спектр осветительного оборудования, начиная с настольных ламп и заканчивая люстрами.

Традицинной для многих жилых интерьеров, выполненных в классическом стиле, до сих пор остается люстра со стеклянными или хрустальными подвесками, очаровывающими своей хрупкостью и изысканностью и создающая чудесную игру света. Кстати, слово «люстра» и переводится как «сияющая», «дающая свет» — по мнению историков, это название первоначально получил светильник с хрустальными подвесками, бывший в большой моде во Франции в эпоху блестящего Короля-Солнце Людовика XIV. С тех пор хрустальные люстры как символ респектабельности и богатства распространились по всей Европе. Варьировались их формы и количество свечей, очертания хрустальных подвесок и даже способы их огранки, но люстры продолжали пользоваться популярностью. В Италии их украшали сферическими кусочками хрусталя, в викторианской Англии — крупными круглыми подвесками, во Франции — подвесками овальными и восьмигранными. Впоследствии на люстрах появились подвески в виде капель, узких трубочек и кубиков хрусталя. А в 1909 году была создана хрустальная люстра, напоминавшая водопад или фонтан. Патент на это изобретение приобрел ее создатель Гектор Гимар. Выглядела люстра-водопад очень эффектно: на бронзовом ободе крепились тонкие вертикальные хрустальные палочки, между которыми можно было видеть нити со сверкающими хрустальными бусинами.


Кстати, сияние люстры во многом зависит от качества хрусталя, который используется для ее подвесок. Сегодня многие крупные фирмы владеют своими собственными секретами огранки, благодаря которым изделия получают в буквальном смысле бриллиантовое сияние. Может использоваться и другая технология, позволяющая придавать изделию эффект старины.

Кроме того, если для отделки изделий используется специальное покрытие, не позволяющее скапливаться на поверхности хрусталя пыли и грязи, это не только облегчает уход за светильником, но и обеспечивает дополнительный блеск и яркость при свечении люстры.

В современных светильниках, которые создают руки искусных мастеров, могут воплощаться стили практически любой эпохи. Например, изумительные венецианские «корзины с фруктами» из стекла и металла, перевоплотившись в люстры, бра и настенные светильники, сделанные итальянскими мастерами, как будто волшебным образом перенеслись в третье тысячелетие из далекого XVII века.

Бронзовая ковка сочетается в них со стеклянными деталями — очаровательными фруктами, хрупкими листочками и цветами, сделанными настолько виртуозно, что можно разглядеть даже нежные прожилки — они выгравированы вручную. Эти люстры великолепно смотрятся даже в помещении с низким потолком и даже при выключенных лампах производят сильное художественное впечатление (рис. 69).

Такие светильники могут выглядеть и более современно: например, на люстре вместо хрустальных подвесок закрепляются маленькие стеклянные фрукты и овощи.

Появляются и совершенно новые модели потолочных светильников — например, люстры, оснащенные вместо массивного металлического корпуса легкой конструкцией из ажурной проволоки и элементов витража.

Потолочный светильник может быть снабжен плафонами не только из обычного стекла, но и из обработанного по специальным технологиям в современном стиле.

Знаменитые венецианские мастера стеклянных дел с острова Мурано предлагают эксклюзивные люстры современных форм, полностью выполненные из стекла. Самое интересное, что дизайн этих моделей меняется с каждым годом, что позволяет следовать моде, при этом не изменяя старинным традициям.

И конечно, на рынке вы можете найти светильники в авангардном и минималистском стиле (рис. 70).

Очень оригинальны светильники, напоминающие древнеримские масляные лампы. Сегодня они делаются из высококачественного стекла с минимальным использованием металла. В этих великолепных вещах умелые мастера представляют стекло настоящей драгоценностью: они используют уникальную технику межстекольного золочения, вводят в стекло сверкающие воздушные пузырьки, используют разные виды стекла — мозаичное, молочное, безупречно прозрачное. Люстры так изумительно красивы, что дизайнеры советуют устанавливать их в просторных помещениях, желательно так, чтобы ими можно было любоваться и с верхней точки, -например, стоя на верхней площадке лестницы в загородном доме.




Интересные изделия предлагают британские дизайнеры: светильники, представляющие собой современные вариации практически любых исторических стилей — от древнеримской классики до модерна. Причем в разработанные ими коллекции входит полный комплект осветительных приборов, от люстры до настольной лампы. Об элегантности современных моделей можно судить, например, по люстре, в дизайне которой использовано классическое сочетание черного и белого цветов (рис. 71).

Для изготовления современных настенных светильников широко используется матовое, прозрачное или цветное стекло в сочетании с металлом, керамикой, деревом. Очень интересны современные модели настенных светильников, представляющие собой композиции из нескольких слоев окрашенного стекла и отражающих зеркальных поверхностей.

Из стекла часто выполняются корпуса и других популярных сегодня осветительных приборов — точечных светильников.

Можно установить светильники из цветного стекла: например, очень оригинально и стильно на белом фоне подвесного потолка будут смотреться «звездочки» изумрудного или бирюзового цветов. Формы плафонов для точечных светильников могут быть самыми замысловатыми: в виде спирали, треугольника и даже… сосульки. Более того, в некоторых фирмах можно заказать расцветку и форму светильников по собственному эскизу.

Очень красивы бра, оформленные хрустальными подвесками. Преломляя теплый свет от электрической лампы, они создают восхитительную игру света в прозрачных гранях.




В коллекциях настенных ламп зарубежного производства можно встретить и очаровательные модели, в которых используется прозрачное стекло. Обычно такие лампы отличаются изысканной оправой и изяществом отделки. Некоторые модели напоминают старинные подсвечники (рис. 72).

Существуют и авторские модели, сделанные по технологии всемирно известных ламп Тиффани. Такие светильники, как настенные, так и настольные, представляют собой настоящие произведения искусства. Они могут иметь самую разнообразную форму — от классической и даже строгой, до изображений животных и птиц из цветного стекла (рис. 73).

Стекло широко используется и при изготовлении напольных светильников — например, торшеров. Это могут быть плафоны в форме сферы или плоской «тарелочки» из матированного или цветного стекла.


Следует отметить, что стеклянный плафон — главная часть светильника. Именно благодаря ему создается уютная или праздничная атмосфера. Поэтому очень важно, чтобы качество стекла для плафона было высоким — в противном случае есть риск испытывать постоянный дискомфорт от сумрачного тусклого света. Плафон из качественного стекла равномерно пропускает свет по всей своей поверхности, он как будто «светится», а вот «подкрашенный» пропускает свет неровно и быстро выгорает.

Не так давно западные производители разработали интересную коллекцию напольных светильников в виде… итальянских уличных фонарей времен XV-XVII веков. Точные копии старинных светильников, когда-то освещавших итальянские улочки, выполнены из стекла и оправлены в бронзу. Фонарики изготавливаются вручную, со строгим соблюдением старых пропорций, с той лишь разницей, что отличаются по размеру и способу крепления. Стекло, используемое для этих светильников, может быть прозрачным, окрашенным (преимущественно синего цвета) и даже с вплавленной в него золотой фольгой. Как ни удивительно, но дизайнеры утверждают: современная городская квартира может стать идеальным пространством для таких фонарей.

Кстати, следует заметить, что сегодня существуют фирмы, позволяющие «воскресить» по старой фотографии, рисунку, гравюре любой старинный светильник.

Недавно западные производители разработали модель напольного светильника, в которой используется эффект смешивания света, благодаря укрепленным на поверхности матовой колбы, внутри которой находится сама лампа, множеством прозрачных разноцветных пластин.

Незабываемое впечатление производят оригинальные модели итальянских промышленников: это и геометрические светильники в стиле баухауз, удивляющие неожиданной красотой тяжелого переливчатого массивного стекла, и напоминающие космический корабль модели, в которых монолитное стекло, белое, синее, черное и серое, сочетается с легким перфорированным металлом и оригинальными формами.

А дизайнеры, стремящиеся к минимализму, поступают наоборот: они сводят форму плафона к минимуму и предлагают модели простейших геометрических объемов и очертаний — кубы, шары, полусферы, цилиндры. Стеклянные плафоны, прозрачные, белые, матовые, цветные или художественно оформленные, в сочетании с металлическими или деревянными стойками прекрасно отвечают современным модным тенденциям. Активно используются матовые и прозрачные большие листы стекла в сочетании с металлическими трубками и хромированными поверхностями. Украшением изделий в стиле минимализма служат фактуры самих материалов. Порой дизайн таких авангардных светильников даже немного напоминает промышленный дизайн тридцатых годов XX столетия: перфорированные цилиндрики, нанизанные на люминесцентную лампочку, обнаженные лампы на гибких шлангах или на прямых прутьях, словно запаянные внутрь стеклянной прозрачной колбы.

См.также:

Стекло, «посвященное музам»
Одним из модных украшений современного дома является стеклянная мозаика — панно или композиция на полу или стене, составленная из небольших кусочков стекла или других материалов. Некоторые филологи высказывают интересное предположение о происхождении слова «мозаика» — от латинского musinum, что значит «посвященная музам»…

Стекло в модной сервировке… и не только

Рассказ о том, как используется стекло в современном интерьере, был бы неполным без упоминания о стеклянной посуде. Как и несколько десятилетий назад, большой известностью пользуется посуда знаменитых чешских производителей, которые сегодня предлагают новые коллекции — как практичных стеклянных изделий для использования в быту, так и роскошной стеклянной посуды ручной работы… Главная страница сайта | Главная страница раздела