Освещение в квартире

Современный человек, проводящий значительную часть времени в помещении, в замкнутом пространстве, давно привык заменять солнечный свет искусственным. Функциональное предназначение искусственного освещения вполне понятно: оно используется для того, чтобы легко ориентироваться в пространстве в темное время суток. Однако, к сожалению, мы очень часто недооцениваем влияние освещения на наше настроение и самочувствие, хотя во многих случаях интуитивно оперируем светом для создания определенного эмоционального состояния: например, зажженные свечи придают комнате атмосферу романтики или тайны, а ослепительный яркий свет способствует активному, деловому настрою.

Качественное и грамотно подобранное освещение — один из важнейших факторов для создания уюта и комфорта в современной квартире. Между прочим, по данным исследований психологов (и вопреки расхожим представлениям), вовсе не мебель и не предметы декора являются основными составляющими интерьера, а именно свет, его интенсивность, цвет и распределение в пространстве. К тому же свет обладает неоспоримым достоинством — гибкостью и множеством вариантов аранжировки, в отличие от статичных вещей, создающих общую предметную композицию интерьера.

Если задуматься, свет — настоящий волшебник: с его помощью можно полностью изменить восприятие любого, даже маловыразительного интерьера. Вступая во взаимодействие с предметами, свет может «растворять» их контуры или, наоборот, подчеркивать, делая более контрастными. Преломленный определенным образом, он способен полностью изменить облик привычных вещей и создать новые стили и образы. Так, удачно освещенный старомодный диван вполне может «потерять возраст», а немного выцветшие шторы — вновь обрести сочность и глубину изначальной расцветки.

При помощи света можно не только управлять формой предметов и воздействовать на их цвет, но и зрительно изменять объем и форму пространства. Возможности новейших осветительных систем так широки, что с их помощью достаточно просто изменить образ помещения, не прибегая при этом к перестановке мебели: подчеркнуть архитектурное решение, раздвинуть стены, зрительно «приподнять» или, наоборот, «опустить» потолок, скрыть изъяны или расставить акценты. Например, стоит только направить световой поток от скрытых регулируемых точечных осветителей на обеденный стол или кофейный столик, настенные росписи или занавеси, каменную кладку, декоративные зеркала, вазы, комнатные растения — и свет будет диктовать впечатление от всех этих вещей. С помощью направленного светового потока можно выделить, например, «главный» предмет интерьера, особую гордость хозяина — великолепную картину или уникальную коллекцию оружия.

Современные требования, предъявляемые к освещению пространства, — мобильность, разнообразие и комфорт. Консервативное световое оформление, когда люстра или плафон были неподвижно закреплены в центре комнаты, а торшеры и бра обладали статичными, раз и навсегда выбранными направлениями потоков света, — уже в прошлом. Сегодня очень актуальны всевозможные комбинации рассеянного или отраженного освещения с подвижными световыми акцентами, создаваемыми яркими пучками направленного света. Целесообразность подобного подхода подтверждается еще и тем фактом, что для определенного рода различных по функциональности помещений необходимы различные схемы освещения, а порой даже в одном помещении более рациональной и удобной оказывается организация отдельных функциональных зон: для отдыха, работы, приема пищи. Разделив комнату на зоны с помощью световой «стены» или направленных световых лучей, можно также избавиться от необходимости строительных работ: возведения перегородок или установки ступеней. Более того, для каждой функциональной зоны помещения можно создать абсолютно автономное освещение, чтобы при желании «выключать» из интерьера тот или иной его уголок, просто погасив там свет. В светодизайне функциональных, «рабочих» точек дома, таких как кабинет, кухня, ванная комната, «островки» для чтения, внутренние лестницы, часто используются точечные источники и гибкие световые ленты. Там, где нет места для встроенного светильника или должно меняться направление света, ставят софиты. В коридорах источники света обычно встраивают в потолок.

Значительно расширить возможности освещения жилья может использование современных систем управления, способных осуществлять полный контроль над всеми источниками света и создавать различные световые сцены, соответствующие определенному настроению.

Выбирая светильники для оформления интерьера того или иного помещения, желательно принять во внимание следующий важный момент. Различные источники света обладают свойством вызывать разные эмоции, в зависимости от состава излучаемого спектра. Так, например, для создания яркой и праздничной атмосферы подойдут флуоресцентные и галогенные лампы, а вот натриевые газосветные, наоборот, могут привнести некоторое ощущение тревоги. Поэтому к вопросу освещения дома нужно подходить очень внимательно, вдумчиво, решив для себя, какие именно эмоции хотелось бы испытывать в той или иной комнате. Впрочем, даже в пределах одного помещения можно устроить комбинированное освещение и, оперируя его различными вариантами, по желанию менять свое эмоциональное состояние.

Например, одним из наиболее актуальных направлений светового дизайна является использование нескольких больших напольных светильников, изливающих мягкий, спокойный свет, из которых можно выстраивать разнообразные композиции, образовывая островки и линии освещенности. Интересной идеей в области светового дизайна является также использование в жилом интерьере различных световых эффектов, например, очень красивого эффекта «звездного неба». Изюминкой интерьера могут стать интересные дизайнерские решения в авангардном стиле. Представьте себе, например, светильник в форме яйца динозавра или… кресла, подвешенного к потолку.

Одно из модных направлений сегодня — бионика, сочетающаяся с отголосками эстетики модерна. Светильники этого стиля напоминают цветы, причудливые растения и даже диковинных животных и насекомых — улиток, бабочек, стрекоз. Пластичные, лишенные малейшего намека на симметрию абажуры колышутся на изогнутых стеблях или вырастают из-под земли, движимые искусственным светом. Для абажуров и аксессуаров характерны яркие чистые цвета, свет направляется мягким рассеянным потоком.

Безусловно, нельзя забывать о художественном оформлении светильников, которое также способно внести в интерьер свою ноту. Изысканно и оригинально выполненные светильники, наряду с игрой светового потока, сами по себе могут оживить интерьер и добавить ему очарования.

Наверное, наука никогда не узнает имени того доисторического человека, который изобрел самый первый светильник — прообраз масляной лампы, — поместив мох в круглую каменную чашу с медвежьим жиром и поднеся к нему огонь. Со временем к этому светильнику добавился факел, который устанавливали в щели между камнями. Факел, укрепленный на стене, подарил человеку первое боковое освещение.

А уже в Древней Греции широкое распространение получили напольные светильники, состоящие из треножника и чаши с горючим веществом. Вскоре канделябр с единственной опорой заменил треножник, так как был намного удобнее и практичнее в использовании.

В средние века возникло устройство, послужившее прообразом современного бра: кованые зажимы, устанавливавшиеся на плоскости стены для укрепления факелов.

Первым потолочным светильником можно считать лампадарий. Этот древний осветительный «прибор», разновидности которого назывались также лампионами или лампадами, представлял собой овальную чашу (иногда несколько чаш), которая прикреплялась к балкам на потолке. В чашу наливалась горючая жидкость — масло, животный жир или нефть — и опускался скрученный из растительных волокон фитиль. Лампадарий, как и канделябр, был стационарным.

Однако истинной родоначальницей светильников заслуженно признана свеча. Она была во многом удобнее всех остальных устройств — не так коптила, оказалась существенно более экономичной и простой в производстве. Изготавливали свечи вначале из животного жира, а затем из пчелиного воска с фитилём из тростника. Позже фитиль стали делать из хлопковых или конопляных волокон. С изобретением свечи постепенно возникла целая плеяда светильников: изящные бра, вычурные канделябры, великолепные люстры.

Однако такую роскошь, как свечи, могли себе позволить только зажиточные люди. А, например, в русских крестьянских семьях свечи зажигали лишь в праздники, а зимой жгли лучины и фитили. С весны до осени деревенские избы на Руси вообще не освещались, поскольку считалось, что с Пасхи до Покрова вставать и ложиться надо с зарей. Для домашних дел хватало света от трех окон на главном фасаде дома.

Первые потолочные светильники с использованием свечей на Руси стали применять около XII века и использовали их поначалу только для освещения храмов, подвешивая под главным куполом. Назывались такие светильники «паникадило». Паникадило можно считать прообразом современной люстры, поскольку его конструкция легла в основу бытовых светильников более позднего времени.

Светильник состоял из нанизанных друг на друга отдельных частей и заканчивался внизу крупным гладким или украшенным орнаментом шаром. К стержню прикреплялись расходящиеся отроги-перья со свечниками. Изготавливали паникадила из литой меди, кованого железа, серебра, кости, олова. Бывало, что такие подвесные светильники достигали огромной величины и украшались множеством фигурных подвесок. Выглядели паникадила настолько роскошно, что приводили в изумление приезжавших в Россию иностранцев. Один европейский путешественник, которому довелось побывать на пиру в княжеских палатах, так описал свои впечатления: «… наступил вечер, так что пришлось зажечь четыре серебряных паникадила, висевших под потолком, из которых большое, напротив князя, было о двенадцати свечах, три другие о четырех. Все свечи восковые. Около постава стояли восемнадцать человек с большими восковыми свечами. Свечи ярко горели, и в комнате было очень светло». А греческий архиепископ Арсений Елассонский в своих воспоминаниях указывал, что «в палатах царицы Ирины Годуновой висел превосходной работы лев, державший в руках змею, а к змее было привешено множество прекрасных канделябров наподобие корзин».

В XVII веке, когда зародилась русская стеклянная промышленность, на заводе в селе Измайлово стали изготавливать стеклянные люстры, форма которых была заимствована у паникадил XVI-XVII веков. Однако долгое время использование подвесных светильников в жилых помещениях считалось роскошью. Даже Владимир Даль в своем знаменитом «Толковом словаре» указывает, что люстра, то есть «паникадило, подвесной свечник», — это «предмет роскоши и украшения».

В эпоху Петра I начала бурно развиваться гражданская архитектура: на берегах Невы вырастал строящийся по европейским канонам Санкт-Петербург, в Москве среди деревянных хором и изб горожан стали появляться богатые особняки, интерьеры которых требовали новых, более совершенных светильников. Появились разнообразные фонари, стенники, бра, подсвечники, шандалы, канделябры, жирандоли, изменили свой внешний вид паникадила. Люстры того времени изготавливались в стиле «русского барокко»: в их конструкции преобладала изогнутая линия, а на медном каркасе закреплялся хрустальный убор в виде бесцветных или розовато-лиловых граненых подвесок.

В середине XVIII века в России началось производство фарфора, благодаря чему более элегантный вид приобрели и светильники. Новый материал стал успешно применяться для их декора, сменив кованые железные цветы и гирлянды, и в XIX веке получил широкое распространение для производства ламп и подсвечников.

Во второй половине XVIII века вычурные барочные формы сменились строгим классицизмом, и в русском прикладном искусстве произошли заметные изменения. Пышные люстры, перегруженные тяжелыми хрустальными подвесками в виде дубовых листьев, сменились светильниками с четкой конструкцией, в основе которой был горизонтальный стержень и круглые бронзовые обручи. Центральные стержни таких люстр состояли из фигурных деталей, выполненных из окрашенного стекла: розового, голубого, красного, синего и молочно-белого.

Проектированием светильников часто занимались сами архитекторы, ведь художественное оформление осветительных «приборов» играло немаловажное значение в общем решении интерьера, и сегодня в коллекциях музеев можно встретить люстры, созданные по рисункам многих знаменитых зодчих. А во второй половине XVIII века в петербургской Академии художеств даже существовал курс, где учеников обучали «деланию люстр и паникадил».

В начале XIX века основное место среди материалов для светильников заняла золоченая бронза. Верхний конец подвесного бронзового светильника обычно прикреплялся к короне, составленной из листьев аканта, а в нижний обруч вставлялось стеклянное дно. Обручи украшались гравировкой, плоской чеканкой, накладными прорезными пластинами в виде пальметт, меандров, фигур.

Такими же распространенными источниками света, как и свечи, были масляные лампы, причем довольно длительное время — вплоть до середины XIX века. Иногда масляным лампам даже отдавалось предпочтение перед свечами: например, существовали жестяные светильники, снабженные специальными резервуарами в виде античных ваз, которые заправлялись горючими маслами. Преимущества этого способа заключались в том, что, во-первых, увеличивалась сила света, во-вторых, резервуары вмещали много масла и отпадало неудобство заменять быстро таявшие свечи. Большой популярностью в те времена пользовались так называемые «кар-сельские» масляные лампы, названные так по имени французского изобретателя Карселя, который снабдил резервуары механическим «часовым» устройством, нагнетающим масло в горелку.

В это же время появились «помпейские» подвесные светильники — укрепленные на бронзовых цепях люстры в виде плоских бронзовых чаш, декорированные в античном или египетском стиле. Изготовленные из бронзы, такие светильники были достаточно дорога, и поэтому вскоре стали заменяться люстрами из золоченого резного дерева, а затем еще более дешевыми: из проволоки, папье-маше, левкаса с позолотой. Техника их изготовления получила название «бумажной резьбы». Тем не менее по внешнему виду эти светильники мало отличались от бронзовых, а на первой художественно-промышленной выставке в Петербурге в 1829 году даже заслужили высокую оценку. «Бумажные люстры красивостью формы, чистотою отделки и блеском позолоты не далеко отстояли от настоящей бронзы», — писали тогда в прессе.

Во второй четверти XIX столетия вернулась мода украшать светильники хрустальными подвесками. Однако в отличие от изделий XVIII века они были тяжеловесны и даже грубоваты. В нижней части светильников крупные, плотно соединенные хрустальные подвески образовывали полушарие, а бронзовая конструкция полностью скрывалась под сплошным хрустальным убором.

В начале XIX века масляные лампы начали сменяться керосиновыми, которые очень быстро стали популярны. Первая керосиновая лампа была создана американским химиком Селлиманом, а в конце 50-х годов XIX века львовский аптекарь И. Лукашевич предложил конструкцию керосиновой лампы с круглым фитилем. Такие лампы, получившие название «молния», давали силу света до 50 свечей.

В богатых домах интерьеры стали украшать лампами в виде фарфоровых ваз, которые скрывали в себе резервуар с горючим. Из венчика выступала горелка, а дополнительная металлическая конструкция поддерживала абажур, смягчавший яркий резкий свет. Эту же роль выполняли матовые или белые стеклянные шары с двумя отверстиями, надетые на ламповое стекло.

А тем временем наука не стояла на месте. В 1799 году итальянский физик Алессандро Вольта создал первый химический источник тока, который получил название «вольтов столб». Открытие электричества подтолкнуло русского физика Василия Владимировича Петрова к изобретению в 1802 году электрической дуга и разгадке светоносной тайны тока. Спустя шесть лет эту же тайну разгадал англичанин Гемфри Дэви. Создание электрогенераторов постоянного тока с приводом от паровой машины позволило широко использовать возможности электричества. В первую очередь изобретатели позаботились об источниках света и обратили внимание на свойства электрической дуги, которую впервые наблюдал Петров. Ослепительно яркий свет позволял надеяться, что люди смогут отказаться от свечей, лучины, керосиновой лампы и даже газовых фонарей. Газовое освещение долгое время пользовалось такой же популярностью, как и электрическое, а однажды почти победило его. Применять газовое освещение стали в конце XVIII века. В Англии, например, идея газового освещения получила практическое применение в 1798 году, когда было устроено освещение светильным газом главного корпуса мануфактуры Дж. Ватта, а в 1804 году было организовано первое общество газового освещения. В 1818 году с помощью газовых осветительных приборов был освещен Париж, а затем новый способ уличного освещения стал распространяться во всех больших городах.

Газовое освещение применялось вплоть до 80-х годов XIX столетия, при этом его основой была примитивная горелка, в которой газ горел прямо на воздухе пламенем в виде рыбьего хвоста. Но, поскольку электрическое освещение распространялось очень быстрыми темпами и вытесняло газовое, производители газовых фонарей стали искать новые пути, улучшающие качество даваемого света и удешевляющие его стоимость, и в 1891 году появилось новое изобретение в области газового освещения — газокалильная сетка Ауэра. С введением в употребление этих сеток газовое освещение настолько улучшило свои качества и понизило свою стоимость, что многие города, перешедшие к этому времени на электрическое освещение, снова вернулись к газу. Был изобретен ряд усовершенствованных горелок, появились горелки с накаливающим колпачком Ауэра, а потом горелки, использующие сжатый газ.

Тем не менее электричество становилось все более популярным, и это побудило промышленников разрабатывать другие новые технологии: усовершенствовать ауэровские сетки и применять горение газа под давлением. Это дало некоторое преимущество газу, но оказалось недостаточным для конкуренции с электрическими лампами, которые постепенно полностью вытеснили газовое освещение.

В 1849 году по инициативе русского физика и электротехника Бориса Семеновича Якоби Невский и Воздвиженский проспекты в Петербурге стали освещать дуговыми лампами, а в 1856 году в дни коронационных торжеств в Москве была устроена праздничная электроиллюминация: на башнях Кремля зажглись дуговые лампы с автоматическим регулированием расстояний между углями — детище изобретателя Александра Ильича Шпаковского.

А в 1875 году военный инженер, отставной поручик Павел Николаевич Яблочков создал совершенную по своей простоте дуговую лампу, расположив угольные электроды параллельно и разделив их изолирующим слоем.

Это изобретение имело колоссальный успех, и «свеча Яблочкова», или «русский свет», нашла широкое распространение в Европе.

Изобретателем электрической лампочки накаливания считают русского электротехника А. Н. Лодыгина. В 1872 году он изобрел угольную лампу, в которой нить накаливания была сделана из тонкого угольного стержня и могла гореть не более шести часов.

Усовершенствованием лодыгинской лампы накаливания занялся американский изобретатель Томас Эдисон.

В 1879 году он создал удобную для промышленного изготовления лампу, которая могла гореть целых двести часов. Таким образом было положено начало массовому распространению электрического света.

Однако решить проблему электрического освещения в быту было не так просто: электрическому свету нужно было выдержать конкуренцию с газовым освещением сразу в нескольких аспектах: цене, яркости и удобстве. Прежде чем приступить к лабораторным исследованиям, Эдивон до тонкостей изучил газовую промышленность. На бумаге он разработал план центральной электростанции и схему радиальных линий к домам и фабрикам. Затем он подсчитал стоимость меди и других материалов, которые потребуются для изготовления ламп и добычи электроэнергии с помощью дина-момашин, движимых паром. Анализ этих цифр определил не только размеры лампы, но и цену ее, равнявшуюся 40 центам.

Когда Эдисон убедился, что сможет решить проблему электрического освещения, он принялся работать над лампой с угольной нитью накаливания, помещенной в стеклянный шар, из которого выкачан воздух. Сама по себе мысль была не новой, если не считать того, что по конструкции лампа Эдисона отличалась от своих предшественниц.

Первые нити накаливания представляли собой обыкновенные швейные нитки, покрытые углем. Они могли находиться в раскаленном виде в течение сорока часов. Эдисон перепробовал все вещества, содержащие углерод: продукты питания, смолы — в общем счете шесть тысяч разновидностей растительного волокна. Лучший результат показал бамбук, особенно тот сорт бамбука, из которого был сделан футляр японского пальмового веера.

Но планы Эдисона были значительно шире, чем усовершенствование электрической лампы. «Все это настолько ново, — говорил Эдисон, — что каждый шаг делаешь в потемках. Нужно создавать динамомашину, лампы, проводники и думать о тысяче вещей, о которых еще никто никогда не слышал». Эдисон употреблял термины, применяемые в газовом освещении: динамомаши-ны соответствовали газовым резервуарам; изолированные провода, уложенные вдоль улиц, были эквивалентом газовых труб. Предстояло еще изобрести электрические счетчики по аналогии с газовыми для измерения потребления энергии.

Эдисон сконструировал двухфазный генератор, тем самым решив проблему, казавшуюся безнадежной даже ведущим электрикам того времени. Люди, которые высмеивали Эдисона за его невежество в теоретических вопросах, не могли поверить, что можно изобрести динамомашину, которая работала бы в условиях меняющейся электрической нагрузки. Ведь потребители все время включают и выключают свет в доме или в разных домах на одной улице. Динамома-шина Эдисона была построена вопреки всем канонам конструкторской науки того времени, но он и на этот раз оказался прав.

А через несколько десятилетий, в начале XX столетия, в журналах писали так: «Электрический свет, еще недавно — «свет будущего», все более и более становится «светом настоящего». У наших соседей, в Германии, не только города и местечки, но и целый ряд деревень перешли за последние годы на электрическое освещение… Почти полная безопасность в пожарном отношении, гигиеничность и удобство — все это с избытком покрывает главный недостаток электрического освещения — дороговизну.

Новейшие способы применения электричества к освещению дают возможность и этот, чуть ли не единственный, недостаток устранить совершенно. Тогда, конечно, электричество окончательно вытеснит и газ, и керосин из всех населенных пунктов. Пройдет одно-другое десятилетие, и газом станет выгодно освещать только те немногие местности, где естественный горючий газ выходит из земли, а керосин останется в ходу лишь в деревушках, на фермах и хуторах; да и там электрическое освещение от элементов и аккумуляторов будет медленно теснить его год от году».

Однако электрическая лампа, больше похожая на лабораторный сосуд, чем на источник горячего и прекрасного живого света, плохо подходила к убранству роскошных гостиных богатеющей Америки и процветающей Европы. Более того, ее вызывающая нагота скоро превратилась в символ унизительной нищеты. Стремление украсить электрическую лампочку со временем вылилось в целое направление дизайна. Одним из первых художников, работавших в этой области, был знаменитый американец Луис Тиффани, объединивший свет и цвет.

Тиффани был сыном американского «короля ювелиров», но, несмотря на свое положение наследника великой ювелирной империи, заинтересовался не драгоценными камнями, а… разноцветными стеклышками. Он стал брать уроки живописи, учился в Париже, много путешествовал, изучая искусство Африки, Испании, Египта.

Став художником, Тиффани решил заняться той областью художественного ремесла, которая была куда менее развита, чем живопись, надеясь, что в новой специальности он сможет гораздо ярче проявить свои таланты. Тиффани был пионером художественного течения, ныне известного как «ар нуво» (фр. «art nouveau» — «новое искусство»), или модерн. Он хотел добиться того, чтобы в отличие от современной технологии окраски готового стекла, не дающей необходимой прозрачности, само стекло передавало текстуру и цвет, и потратил много времени на то, чтобы найти способ повторить или даже превзойти успех средневековых стеклодувов. Вера в почти чудесные внутренние свойства стекла привела дизайнера к величайшему открытию — разработке нового вида стекла, который он назвал «favrile», что по-латыни означает «сделанный руками».

Создание уникального многоцветного «фаврильско-го» стекла с металлическим отливом привело художника к созданию знаменитых во всем мире «ламп Тиффани» — потрясающих по красоте абажуров, с которыми сегодня его имя ассоциируется у большинства людей. Создавая эти светильники, Тиффани одновременно решал проблемы комбинирования элементов внутреннего дизайна помещения и его освещения, поиска утонченного баланса и органического единства между функциональным предназначением предмета и его красотой. Выстраивание орнамента на его витражных лампах напоминает выращивание редких цветов и создание экзотических ландшафтов. Главная тема — цветы и растения, окрашенные во множество цветов и оттенков.

Художник брал в качестве моделей для своей работы герань, магнолию, мак, ломонос, молочай, водяные лилии, желтый нарцисс, тюльпаны, пеоны, настурции, бегонию, гортензию, ракитник, розы, яблочный и вишневый цвет, глицинию, даже бамбуковые листья и экзотические фрукты — например, ананас. Кроме того, Тиффани создавал лампы, украшенные геометрическим орнаментом. Основание лампы чаще всего было металлическим, иногда его украшала мозаика. Очень редко оно конструировалось под конкретную модель абажура, обычно его можно было соединить с любым из абажуров. Тиффани сконструировал множество разнообразных видов ламп и абажуров — от простых до вычурных, от неброских до роскошных. А самая сложная модель состояла более чем из тысячи кусочков стекла.

Число подражателей и имитаторов Тиффани непрерывно росло. Так, Мартин Бах и Томас Джонсон начали изготовление произведений из стекла в стиле «кветрас», названном по имени южноамериканской птицы с роскошным многоцветным мерцающим плюмажем, а Джозеф Вебб с большим успехом начал выпуск «жемчужного атласного стекла».

Изобретенная Эдисоном лампа накаливания в классическом виде была единственным источником света до начала 40-х годов XX столетия. В 1942 году появились первые люминесцентные лампы. Для освещения жилья они подходили плохо, их экономичность сводилась на нет искаженной цветопередачей, они были громоздки и долго мигали после включения. Тогда же, возникла и более приемлемая альтернатива обыкновенной лампочке: рефлекторные лампы, отличавшиеся от своих прозрачных предшественниц зеркальным слоем, наносившимся на часть внутренней поверхности стекла. Свет стал более экономичным и направленным. Рефлекторные лампы, несмотря на их величину, можно было спрятать, полностью вмонтировать в стены и потолок. Скрытое освещение стало популярным. Люстры, бра, прочие декоративные светильники стали восприниматься как анахронизм, а в потолках и стенах по всему дому появлялись ряды черных дыр — мест установки рефлекторных ламп.

К началу 1960-х получили распространение настенные софиты, так называемые «track lights», которые использовались для освещения тех объектов, которые не могли охватить скрытые источники света. Принцип комбинирования скрытых осветителей и track lights доминирует при организации световой среды и по сей день, с той разницей, что оборудование стало более совершенным.

Запаянная колба с инертным газом, внутри которой под воздействием электротока светится вольфрамовая проволока — электрическая лампа, освещающая беспокойную жизнь человека XX столетия, — казалась совершенной и не имеющей ни малейших перспектив для совершенствования. Новый шаг в развитии техники ин-терьерного освещения был сделан, когда в конце семидесятых начали выпускаться галогенные лампы для диапроекторов, питавшиеся от 12-вольтового источника. К инертному газу, окружающему нить накаливания в обычной лампе, добавились химические элементы, известные в науке как галогены — фтор, йод, бром и так далее. Эффект превзошел ожидания — благодаря экспериментам с этими лампами галогенные светильники появились во многих домах.

Световая электроника развивается необычайно бурно. Сегодня повсюду применяется регулируемый свет, с использованием микропроцессоров в системах регулировки и контроля. Появилось новое поколение люминесцентных ламп, у них изменилось решительно все: качество цветопередачи, возможности регулировки, размеры. Современные энергосберегающие компактные люминесцентные лампы потребляют энергии в пять раз меньше, а служат в восемь раз дольше, чем обычные лампы накаливания, — около десяти тысяч часов. Однако дальнейшая эволюция источников света, по общему мнению, будет связана с волоконной оптикой. Сейчас она чаще всего применяется в ванных комнатах, саунах или бассейнах, то есть там, где точечный направленный светильник может быть источником риска для жизни. Оптоволоконные трубы позволяют, установив вдали от воды один-единственный источник, разделить и подвести его свет ко всем нужным точкам.

См.также:

Виды современных светильников

В международном «Руководстве по светотехнике» светильник определяется как «прибор для распределения, фильтрации и преобразования света от лампы или ламп, включающих необходимые компоненты для их защиты, крепления и снабжения электроэнергией». Светильники различаются по нескольким параметрам… Главная страница сайта | Главная страница раздела