Освещение для детской

Самое выгодное для человека освещение — солнечный свет, поскольку главный приемник световой энергии — глаз — сформировался в условиях естественного освещения. Рассеянные или прямые лучи солнца, льющиеся в окна, придают бодрость, ощущение силы и здоровья, активизируют обменные процессы, регулируют биоритмы. Солнечный свет возбуждает центральную нервную систему — а ведь именно она отвечает за состояние и тонус других систем организма. Яркий солнечный день — лучшее время для деловой активности.

Попадание в детскую комнату прямых лучей солнца (ультрафиолетового излучения) важно еще и потому, что благодаря их большой биологической активности повышается устойчивость организма к болезнетворным микробам, химическому загрязнению воздуха и другим неблагоприятным воздействиям. Добиться такого же эффекта с помощью искусственного источника света намного сложнее. Если малышу будет не хватать солнечного света, это может привести к ухудшению общего состояния организма, снижению иммунитета и, как следствие — возникновению различных заболеваний.

Поэтому максимально нужно использовать, в первую очередь, площадь окон. Оконные шторы, если они достаточно плотные, нужно устроить так, чтобы днем их можно было раздвинуть за пределы окон (неподвижными могут быть лишь легкие, максимально прозрачные занавеси из тюлевых тканей).

Окна должны быть чистыми, поскольку запыленные окна на треть снижают естественную освещенность.

Очень желательно, если позволяет погода и отсутствует городской смог, в теплое время года как можно дольше держать окна раскрытыми. Это позволит максимально использовать обеззараживающее действие солнечных лучей.

К сожалению, современный человек проводит значительную часть времени в замкнутом помещении и давно привык заменять солнечный свет искусственным, чтобы оставаться активным и легко ориентироваться в пространстве в темное время суток. Ранним утром, в пасмурную погоду, в сумерки или ночью современные осветительные приборы создают нужные визуальные условия. Современные световые технологии предоставляют в распоряжение человека широчайшие возможности домашнего освещения. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на развитие технологии изготовления ламп. Использование галогенов для высоко- и низковольтных ламп, миниатюризация флюоресцентных ламп и применение новых электронных компонентов позволяет создавать лампы и световые системы с невероятно широким спектром свойств.

Не только для взрослого, но и для ребенка, возвратившегося, например, домой из школы, «рабочий день» на некоторое время продолжается и дома, а приготовление уроков, чтение, рисование зачастую затягиваются до вечера. Поэтому очень важно подобрать для его занятий необходимый уровень освещения. Современные лампы позволяют создать искусственный

свет нужной интенсивности практически в любом месте и для любой деятельности. Освещение определяет световой «климат» детской, оно должно быть мягким и дружелюбным. Самое главное правило — света в детской комнате должно быть много. Нельзя использовать лампы с недостаточной яркостью (менее 60 Вт), поскольку зрение ребенка требует не меньшей, если не большей, заботы, чем зрение взрослого. Ведь зрение очень легко испортить и весьма трудно восстановить.

Использование искусственных источников света зависит и от того, на какую сторону света сориентирована детская комната. Наиболее удачным, как уже говорилось, считается расположение окон на восток или юго-восток. А чтобы первые лучи солнца не будили малыша слишком рано, на окна желательно повесить плотные шторы или жалюзи, которые в дневное время можно легко раскрыть. Кстати, такие подвижные занавеси окажутся уместными и в детской, ориентированной на юг, чтобы не мешать ребенку отдыхать в «тихий час» после обеда, и в комнате малыша, выходящей на запад, чтобы летний яркий закат не мешал ритуалу укладывания в постель. Световой режим в комнатах, выходящих на запад, считается наименее благоприятным для ребенка. По утрам в таких помещениях царит полумрак, а вечером солнечно и жарко.

Северное расположение детской требует более яркого освещения, приближенного к естественному. Желательно, чтобы в такой детской комнате было много света. Для этого можно дополнительно к интенсивному освещению оформить стены в теплых светлых тонах, подобрать безупречно прозрачные стекла для окон и постоянно держать их в чистоте, оформить окна светлыми легкими шторами.

К выбору ламп для детской комнаты нужно отнестись очень серьезно, поскольку необходимо учитывать множество нюансов освещения: и расположение светильников, и их мощность, и цвет светового потока. Нужно тщательно продумать, что и как в детской комнате потребуется осветить, из какого материала должны быть изготовлены сами светильники, лампы какого типа будут в них использоваться и, наконец, как выбранное оборудование впишется в общий интерьер помещения (рис. 41). От решений этих вопросов зависит не только настроение и самочувствие детей, но и уют и комфорт во всем доме, а значит, спокойствие и радость родителей.

В одном из предыдущих изданий (Эргономика квартиры. Часть 2. Спальня, гардеробная, кабинет) подробно рассказывалось о лампах для бытовых светильников, поэтому здесь мы лишь коротко напомним различия между тремя основными типами лампочек — галогенных, люминесцентных (газоразрядных) и ламп накаливания.

Наиболее экономичными считаются галогенные лампы: они потребляют примерно в три раза меньше энергии, чем обычные лампы накаливания и вместе с тем достаточно мощны.

Галогенные лампы разной мощности выпускаются для стандартного или пониженного напряжения. Различаются галогенные лампы и по внешнему виду: они бывают пальчиковыми (рассчитанными на пониженное напряжение) и линейными (для обычного сетевого напряжения). Пальчиковые галогенные лампочки служат намного дольше, но нередко перегорают из-за скачка напряжения в сети.

Галогенные светильники идеально подходят для очень модного сегодня периметрального способа освещения пространства детской: на потолке, по периметру комнаты, располагаются небольшие источники света, создающие равномерный, мягкий и очень приятный для ребенка Свет. Периметральное освещение подойдет и в том случае, когда детская комната небольшая, поскольку поможет зрительно ее увеличить.

Другой вид ламп — люминесцентные, или газоразрядные, то есть лампы, в которых излучение видимого диапазона волн возникает в результате электрического разряда в газовой среде, а также вакуумные — лампы, из объема которых выкачан воздух. Газонаполненные лампы по сравнению с вакуумными имеют лучшую светоотдачу.

По сравнению с лампами накаливания люминесцентные лампы имеют значительные преимущества: у них в несколько раз больше срок службы, они более экономичны, ярче горят, имеют улучшенный спектральный состав излучения.

Люминесцентные лампы могут выпускаться цветными, причем в очень широком спектре. Это зависит от состава использованного в них люминофора. Характеристики цветности обозначаются буквой (первая буква слова, указывающего на цвет: например, «Б» — белая, «Д» — дневная), а на то, что лампа люминесцентная, указывает первая буква в их обозначении (всегда «Л»). Лампы с указанием цветности («Ц») отличаются улучшенным спектральным составом излучения, обеспечивающим хорошую цветопередачу освещаемых предметов.

Цифры, следующие после буквенного обозначения, указывают номинальную мощность лампы в ваттах.

Однако люминесцентные лампы имеют существенные недостатки: во-первых, они требуют определенных условий для оптимальной работы (при несоблюдении этих условий быстро выходят из строя); во-вторых, дают неприятно мерцающий световой поток, способный оказать неблагоприятное воздействие на нервную систему человека. Поэтому такие лампы нельзя использовать в детской комнате. Многочасовые занятия при свете таких ламп могут обернуться повышенной утомляемостью, раздражительностью, рассеянностью и ухудшением зрения. Специалисты рекомендуют галогенные светильники — они, как уже было сказано, дают достаточно приятного глазу света и при этом передают излучение всего солнечного спектра.

Лампа накаливания — наиболее популярный вид лампочки, устанавливаемой в бытовых светильниках. Конструкция лампы накаливания одинакова для ламп разной мощности, размеров и напряжения, а цоколь

может быть как стандартным, так и маленьким (так называемым миньоном). Разновидности цоколя соответственно обозначаются Е27 (стандартный) и Е14 (миньон). Цоколь Е14 чаще используется в светильниках импортного производства.

В обозначениях ламп накаливания общего назначения также могут встречаться буквы, обозначающие смесь газов, заполняющих лампу, или их отсутствие. Например, «В» — обозначает вакуумная лампа, «БК» — биспиральная, наполненная смесью криптона и азота. Лампы, наполненные криптоном, хорошо подходят для освещения детской, поскольку дают на 10% больше света, чем обычные лампы такой же мощности. Яркий, но мягкий свет, декоративная форма делают их очень удобными для использования в открытых светильниках и настольных лампах. При тестировании было доказано, что при свете криптоновых ламп накаливания человек дольше сохраняет высокую производительность труда, этот свет меньше утомляет зрение. Благодаря неслепящему свету такие лампы наиболее подходят для освещения детской комнаты. Их можно использовать для освещения рабочих поверхностей, места для чтения и игры. Цифры, стоящие после букв, обозначают диапазон напряжения питания лампы в вольтах и ее номинальную мощность в ваттах.

Мощность лампы, необходимую для освещения определенного пространства, обычно определяется из значения около 10 Вт на один квадратный метр площади. Нужно учитывать и другие специальные характеристики — световой поток (его величина измеряется в люменах (лм), цветовую температуру и цветопередачу. Например, световой поток обычной 100-ваттной лампочки — 1200 лм, а натриевой лампы

в уличном фонаре — 48 000 лм. Цветовая температура и цветопередача зависят от спектра излучения лампы: чем более сплошной и равномерный спектр она имеет, тем более различимы цвета предметов в ее свете. Наиболее предпочтительны — традиционные и галогенные лампы накаливания, имеющие сплошной спектр. У лампы «дневного света» излучение сдвинуто в желтый и красный участки спектра, поэтому для детской они, как уже говорилось, непригодны.

Для создания в детской комфорта и уюта необходимо не менее трех источников света, расположенных на разных уровнях. Из числа самых необходимых осветительных приборов для детской комнаты можно, пожалуй, назвать общий потолочный светильник, удобное и достаточное освещение места для занятий и светильники у изголовья кровати — один или несколько, в зависимости от числа жителей комнаты. Классическое сочетание светильников в детской: простая люстра или подвес с рассеивающим абажуром, торшер и настольная лампа. Очень удобна висячая лампа, перемещающаяся в горизонтальном направлении. Снабженная длинным шнуром, она может использоваться и в качестве местного источника света в уголке для игр, у постели или над письменным столом.

Большие, массивные люстры для общего освещения детской использовать не рекомендуется. Недопустимы и хрустальные подвески, плафоны из ажурного стекла или хрусталя. Помимо того, что они достаточно хрупки, такие плафоны и подвески создают дополнительные блики и излишне нагружают зрение.

Требования к освещению детской меняются в зависимости от возраста ее обитателя. В первые месяцы жизни, самое главное — регулировать интенсивность освещения, поскольку новорожденный младенец очень чутко реагирует на свет, и яркий поток лучей может беспокоить малыша. Ему нужен мягкий рассеянный свет. Для создания освещения необходимой яркости лучше всего использовать галогенные светильники: они дают достаточно света, не слепящего глаза и в то же время близкого по спектру к солнечному. Освещение нужно подбирать и устанавливать так, чтобы свет от лампы не падал на личико ребенка.

Бывает так, что ребенок боится темноты. Поэтому для создания ощущения покоя и безопасности возле его кроватки можно установигь ночник с регулируемой яркостью света — например, в виде такого забавного щенка (рис. 42).

Очень важно позаботиться и о «рабочем месте» малыша. При этом желательно максимально использовать естественный свет, поэтому письменный стол или удобный секретер нужно поставить ближе к окну.

Свет должен падать на рабочую поверхность слева и спереди, так как если источник света будет находиться справа или сзади, на книги и тетради будет падать тень, что может пагубно отразиться на зрении ребенка. Поверхность стола не должна давать слепящего отражения по всей поверхности. Мощность лампы должна быть не менее 60 Вт. Настольная лампа обязательно должна иметь абажур, чтобы глаза были защищены от прямых лучей, поскольку для зрения очень неблагоприятны яркий блеск поверхностей или блики.

Во время занятий ребенка должен быть включен и общий свет в комнате, а непосредственно место занятий, независимо от характера деятельности, дополнительно освещено направленным источником света. Общий свет должен быть рассеянным: сильный контраст между освещенным рабочим местом и остальной темной частью комнаты вреден для зрения.

Настольную лампу для ребенка лучше выбрать на струбцине, подвижном кронштейне или гибкой ножке. Такая конструкция удобна, прежде всего, тем, что ее положение можно регулировать в зависимости от роста ребенка и от той работы, которую он выполняет. Иногда это может быть, например, легкая переносная лампа-«прищепка».

Локальными источниками света необходимо оборудовать и место для игр в детской. Это поможет одновременно выделить светом игровую зону, а сами детские светильники, выполненные в виде забавных персонажей мультфильмов, игрушек или цветов, ночники в виде месяца, звездочки или волшебного фонаря, отбрасывающего рисованные тени, станут очаровательным элементом декора (рис. 43).

Лампы не должны иметь абажуров из прозрачного стекла, поскольку они утомляют глаза. Наиболее рациональны абажуры из молочно-белого стекла, пропускающие мягкий и равномерно рассеянный свет.

Современные настольные лампы очень красивы. Они могут включать в свое оформление даже скульптурные элементы (рис. 44).

Для школьника подойдут мобильные системы светильников, сдержанные по оформлению и регулирующиеся по высоте, углу наклона, яркости, в которых он сам сможет выбирать оптимальный режим освещения для чтения, письма, конструирования, работы за компьютером и игр, привыкая не только заботиться о своем зрении, но и самостоятельно создавать себе условия для работы, деловое настроение. Можно подобрать настольный светильник, в конструкцию которого дополнительно входят часы (рис. 45).

Выключатели общего освещения в комнате желательно размещать на такой высоте, чтобы ребенок мог самостоятельно «управлять» освещением. Само собой разумеется, что электрические розетки должны быть защищены (лучше всего использовать розетки «повышенной безопасности» со специальными защитными крышками или вывести всю электрику из детской на специальный щиток в коридоре, доступный лишь для взрослых членов семьи), а сами светильники — недоступны ребенку, чтобы естественное для любознательного малыша желание выкрутить патрон и рассмотреть внутренности лампочки не обернулось неприятными последствиями. Можно, например, повесить на стены светильники на длинных кронштейнах.



Важный критерий, который следует учитывать, — это практическая полезность освещения. Комфорт и безопасность во многом зависят от расположения светильников и материалов, из которых они изготовлены. Например, переносные хрупкие светильники с легко бьющимися абажурами, которые легко опрокидываются и могут помешать подвижным играм, в детской использовать нежелательно (рис. 46).

Очень важна для детской и возможность плавного изменения уровня освещенности, как наиболее физиологичного для человека. Ведь в природе ночь или день не наступают мгновенно, им предшествуют сумерки — тот период времени, когда зрение успевает адаптироваться к изменению условий восприятия окружающей среды. Для плавного включения (выключения) освещения сегодня существуют целые системы современных приборов — так называемые диммеры (от английского dim — «матовый, тусклый»). Плавное регулирование интенсивности искусственного освещенности помещения весьма уместно, например, перед укладыванием ребенка в постель или в ночное время. Немаловажным является и тот факт, что при использовании диммеров в 2-3 раза увеличивается срок службы лампы. Диммеры позволяют изменять яркость как ламп накаливания, так и галогенных светильников. Выбор освещения для детской зависит и от площади комнаты. Например, в комнате площадью 16 м2, где живут два школьника, для достижения необходимого уровня светового комфорта потребуется пять разных световых приборов. У стола, расположенного близ окна для максимального использования дневного света, устанавливаются два точечных светильника, которые зеркальными рефлекторами будут направлять световой поток от 13-ваттных компактных люминесцентных ламп на поверхность стола (уровень освещенности порядка 120 лк). Окно оформляется светлыми жалюзи, благодаря чему коэффициент отражения света от поверхности жалюзи будет достаточно высоким и поспособствует увеличению общего светового комфорта в том месте комнаты, где дети играют и занимаются. Для дополнительной подсветки «игровой зоны» можно установить два настенных светильника с матовыми отражателями, снабженных 20-ваттными компактными люминесцентными лампами с обычным винтовым цоколем, а рядом с каждой кроватью установить высокопрочные поворотные точечные светильники, укомплектованные обычными лампами накаливания мощностью 25 Вт и с углом рассеивания светового потока 25°. Они дополнят общее освещение и создадут уровень освещенности, достаточный для чтения.

В детской в качестве декоративного можно использовать и разноцветный свет, однако следует помнить о том, что для занятий ребенку все же требуется хорошо освещенное обычным светом рабочее место, а также о влиянии цвета на человеческую психику. И хотя в современном дизайне жилья сегодня активно используется разноцветный свет, здесь, как нигде, необходим профессиональный подход. Важное значение имеет и конкретный цвет, ведь не все без исключения цвета и оттенки желательны для комнаты, где обитает ребенок. Поэтому мы решили посвятить следующую главу данной книги именно цветовому решению детской комнаты.

См.также:

Мебель для детской, детская мебель
Существует распространенное мнение, что «детская мебель» представляет собой просто-напросто уменьшенные варианты взрослых кроватей, столов и стульев. На самом деле это не совсем так. Специальная мебель для детской отличается от мебели «взрослой» не только внешним видом — размерами и пропорциями, но и большей степенью трансформации и мобильности…

Как выбрать цвета для детской комнаты

Цвет, по мнению специалистов, является одной из самых важных составляющих визуального мировосприятия. Тот факт, что цвет оказывает существенное воздействие на человека, был известен с глубокой древности: например, еще в древнеегипетских храмах существовали помещения, где солнечные лучи преломлялись в любой цвет спектра, и в этих цветных потоках света «купали» больных людей… Главная страница сайта | Главная страница раздела