Свет в кухне

Продумывая освещение пространства кухни, можно условно разделить весь свет на «общий», или «верхний», непосредственно создающий атмосферу, и «рабочий», предназначенный для освещения конкретных ограниченных зон.

Специалисты считают, что оптимальное «верхнее» освещение создается не одним светильником в геометрическом центре кухонного потолка, а несколькими потолочными светильниками. Они создадут и будут поддерживать светлую атмосферу кухни в вечернее время равномерно распределенным светом, обильно и мягко льющимся с потолка. Можно использовать для создания такого света несколько категорий светильников, например, всевозможные точечные источники, как стационарные, так и подвижные, свободно вращающиеся в нескольких направлениях. Как и в других помещениях квартиры, свет в кухне не должен слепить глаза, но в то же время его не должно быть мало. Светильники обязательно должны гармонировать с другими деталями интерьера или быть максимально незаметными, чтобы человек не ощущал откуда идет свет.

Иногда лучше не заливать кухню равномерным общим светом, а сосредоточивать потолочные источники над ее основными функциональными зонами: рабочим фронтом, обеденным столом, барной стойкой.

В кухне, не имеющей окна (например, в квартире с открытой планировкой) и гармонично объединенной с гостевой зоной, верхний свет служит полной заменой Дневного ориентирующего освещения, лампы постоянно включены, и трудно предугадать требуемое количество света. В этом случае, как правило, точечных светильников либо недостаточно, либо их свет чересчур назойлив.

Из такой ситуации можно выйти, например, так: с использованием подвесных конструкций, смоделированных из полупрозрачных, пропускающих свет материалов, создается иллюзия прорезанного в потолке окна. При этом между перекрытием и плоскостью потолка размещают достаточно мощные равномерно распределенные светильники. (Рекомендуется в таком случае использовать удлиненные линейные источники искусственного света.)

Однако только верхнего освещения часто недостаточно для комфортного процесса кулинарного колдовства, поэтому определенную роль играет и рабочее освещение функциональных зон кухни. Иногда «верхний» свет вообще не является обязательным, он всего лишь дополняет различные виды функционального.

Рабочее освещение кухни формируется локальными источниками света. При этом светильник должен располагаться в строго определенном месте, на необходимом уровне, потому что столешница должна быть достаточно хорошо освещена. Помимо этого, падающий свет должен максимально охватывать область рабочего стола, мойки и плиты. Иногда бывает достаточно освещения, встроенного в вытяжку, для которого применяются самые разнообразные лампы. Если свет от вытяжки дополняется другими светильниками, во избежание неприятного для глаз цветосветового «разнобоя», лучше выбирать спектрально близкие источники. Оптимальный вариант — удлиненные лампы, обеспечивающие равномерное распределение света вдоль рабочей поверхности. Такие лампы компактны и потому почти незаметны, ими хорошо пользоваться при устройстве скрытого освещения (рис. 57).

Если подобный вид освещения предусмотрен в кухонной мебели, для него бывает достаточно вывести из стены провод на уровне чуть выше нижнего края навесных шкафов. Если светильники устанавливаются автономно, для них потребуются отдельные розетки.

Из-за специфики кухни часто рабочие поверхности располагаются под верхним рядом кухонных шкафов, которые при общем освещении отбрасывают тень. Поэтому рекомендуется дополнить общее освещение, поместив ряд светильников под нижней плоскостью шкафов, чтобы свет непосредственно падал на рабочие поверхности. Желательно, чтобы светильники имели абажуры замкнутой формы, иначе свет будет слепить глаза.

Скрытые источники света для пространства над столешницей, зачастую насыщенного всевозможными хозяйственными мелочами и кухонной утварью, хороши тем, что не создадут и не усилят впечатления хаоса. А задуманное лаконичным оформление кухни можно эффектно подчеркнуть с помощью нескольких дизайнерских светильников, обладающих характерными формами. Удобным и «мобильным» вариантом для рабочего света в кухне являются лампы на клипсах («прищепках»), которые очень просто подвешиваются или снимаются в случае надобности.


Можно эффективно использовать для освещения рабочих зон на кухне и другие варианты светильников, например, ряд одиночных, закрепленных на потолке, или несколько точечных, встроенных в карниз над верхним краем навесных шкафов. Аккуратный карниз, представляющий собой часть кухонной мебели, — отличное место для монтажа миниатюрных источников ориентирующего света — например, уже неоднократно упоминавшихся точечных светильников с галогенными лампами. Над навесными шкафами без карниза можно расположить светильники на гибких или подвижных кронштейнах. Такое освещение позволяет регулировать направление светового потока. Это всегда удобно, поскольку создает условия для индивидуальной «постановки» света.

Для кухни без навесных шкафов прекрасно подойдут автономные светильники, которые можно, например, расположить вдоль оконной стены. Выбор светильников на современном уровне огромен и может ограничиваться только личным вкусом и фантазией будущего владельца. Непременное условие только одно — чтобы модель настенного светильника вписывалась в стилистику кухни.

Современные кухни отличаются достаточно свободным подходом к планировке. Если, например, рабочий фронт не вытянут вдоль стен, а располагается посередине помещения, то к освещению требуется определенный подход. В этом случае светильники могут быть расположены только на потолке. Если в середине кухни размещена плита, целесообразно оборудовать рабочую зону основательной вытяжкой с мощными встроенными светильниками. Вместе с верхним общим освещением их будет вполне достаточно.

Когда вытяжка над автономным фронтом отсутствует, комфортное освещение может быть создано при помощи разнообразных светильников на удлиненных шнурах. Оси светильников не должны выходить за контур рабочей поверхности, а лучше всего, если они пересекаются с осью столешницы. Хорошим решением представляется использование матовых, «молочных» рассеивающих свет абажуров, так как свет от висящих ламп не должен бить в глаза. В каждом конкретном случае количество и мощность источников подбираются индивидуально.

Чем выше потолок, тем длиннее могут быть шнуры светильников, однако их не следует располагать ниже верхнего края кухонных полок (чтобы светильники не мешали открыванию дверец); а вот невысокие потолки лучше не перегружать светотехническими формами.

Кроме того, свет, заполняющий пространство кухни, влияет не только на уют, но и на… аппетит. Поэтому если на кухне существует обеденная зона, ее облик можно оживить, добавив в интерьер современный светильник оригинальной формы. Столу, находящемуся в обеденной зоне, необходимо уделить особое внимание. Требования для освещения кухонного обеденного стола остаются такими же, как и для освещения такового в столовой: размещение светильника непосредственно зависит от местонахождения стола, высота светильника может регулироваться, но абажур над столом обязательно должен обеспечивать интенсивный, направленный к столешнице свет, охватывающий пятном всю поверхность. Облик светильника над столом в обеденной зоне кухни может быть любым, зачастую очень сложным и даже весьма претенциозным. В зависимости от оформления верхней части абажура можно погрузить остальное помещение во мрак, в полутень или создать эффект пестроты контрастными рисунками света, бьющего сквозь прорези плотного колпака.

Пространство над большим обеденным столом можно обозначить группой мелких светильников на длинных основаниях. Такие светильники допустимо располагать в геометрическом порядке и произвольно варьировать длину штанги. Все это позволяет создавать очень интересные и оригинальные композиции (рис. 58).


Стоящий у стены стол можно осветить с помощью одного-двух бра, закрепленных на высоте около метра от уровня столешницы. Лучше всего, если у бра длинные кронштейны, а световой поток направлен вниз. Можно с успехом разместить на стене лампы с пантографом или поставить на обеденный стол высокую настольную лампу с плотным абажуром. Такая лампа будет отлично смотреться и украсит стол и создаст уютную атмосферу для вечернего чаепития и задушевной беседы.

Необходимо обратить внимание и на основные технические показатели источников света в кухне. В рабочей зоне для качественной готовки требуется интенсивное освещение столешницы, поэтому для нее предпочтителен нейтральный спектр ламп, не искажающий естественного вида пищи. А освещение обеденного стола должно быть таким, чтобы блюда выглядели приятно и аппетитно. Мягкий, теплый свет создаст благоприятную атмосферу как для тихой будничной, так и для праздничной домашней трапезы.

Свет может исправить или сгладить недостатки кухонного помещения: узкая и длинная кухня при одностороннем местном освещении зрительно будет казаться шире, а кухня с низким потолком станет выше, если установить в углу светильник и направить его пучок света вверх, к потолку. Малая зона освещения в большом помещении зрительно сократит пространство.

Важность правильного и яркого освещения кухни подчеркивают все дизайнеры, а некоторые журналы по интерьеру при этом шутливо называют кухню «симбиозом операционной и горячего цеха». Что ж, в каждой Шутке есть доля правды: на кухне находится большое количество колющих и режущих инструментов для всевозможных кулинарных «операций», которые в большинстве случаев происходят при повышенных температурах. Интенсивность освещения диктуется в первую очередь соображениями безопасности, поскольку, согласно мировой статистике, большинство бытовых травм люди, к сожалению, получают на кухне.

В связи с этим многие крупные фирмы, производящие кухонное оборудование, оснащают свою продукцию встроенными светильниками. В большинстве случаев эти осветительные приборы имеют очень скромный дизайн и размеры, поскольку несут сугубо функциональную нагрузку. Однако можно встретить и модели, которые превращают кухонное освещение из утилитарного приспособления в не лишенное полезности украшение. Такие светильники словно символизируют новое отношение к свету на кухне. Например, это цветные светящиеся кабели, встроенные в торцы рабочей поверхности столов и полок. Впечатление от такого освещения потрясающее, можно сказать, феерическое: «впитав» естественное дневное освещение, полоса заряжается энергией, и с наступлением темноты начинает светиться достаточно ярким светом: бирюзовым, желтым, синим.

Новейшая технология основана на способности некоторых материалов накапливать и отдавать свет.

Разумеется, свет таких источников недостаточно интенсивен для работы на кухне, но в данном случае дизайнеры решили другую задачу: добавили к привычному, «деловому» освещению декоративное «ночное». Несмотря на бросающуюся в глаза экстравагантность таких проектов, их создатели в большой степени прагматики. Они считают, что такой оригинальньш ход расширяет возможности кухни, поскольку помимо декоративности он весьма функционален: цветная автоматически включающаяся в темноте подсветка помогает легко ориентироваться — в конце концов, хотя бы для того, чтобы быстро найти выключатель яркого общего освещения.

См.также:

Свет в ванной комнате
Ванная комната отличается от других помещений квартиры из-за постоянной высокой влажности и повышенной температуры воздуха. Кроме того, в последнее время ванная из помещения для быстрого выполнения гигиенических процедур превратилась в комнату, где современный человек проводит довольно много времени: расслабляется, отдыхает, ухаживает за собой…

Свет в спальне

Спальня — это комната, предназначенная для отдыха и расслабления. Поэтому самое главное условие — здесь следует избегать слепящего света. Дизайнеры очень рекомендуют устанавливать в спальне несколько групп освещения. Это может быть верхний свет, свет по периметру и «местный» свет. Можно добавить подсветку тапочек и освещение прикроватных тумбочек (рис. 59)… Главная страница сайта | Главная страница раздела