Составляющие уюта

В предыдущей главе мы упомянули легкий и изящный способ изменить привычный облик старой мебели, надев на диваны и кресла изящные красивые чехлы. Но это еще не все: многое зависит и от дополнительных аксессуаров, элементов оформления мебели. Например, обеспечить приятную атмосферу для отдыха и привнести в дом тепло и уют могут самые обыкновенные подушки. Если внимательно отнестись к выбору фактуры и цвета материала для наволочек или чехлов, декоративные подушки могут быстро и ощутимо изменить облик комнаты — сместить цветовые и стилистические акценты, внести новое настроение, добавить интимности.

Плоские подушки хорошо подойдут для современных кухонных стульев, которые часто делаются из дерева, тростника или камыша, что не очень удобно для сидения. Подушка может быть секционной с небольшой боковой вставкой, простегана или стянута декоративными пуговицами, а завязки выходят здесь на передний план и становятся самостоятельными аксессуарами.

Желательно сначала просто обернуть выбранной тканью подушку и приложить к тому месту, где она, по замыслу, будет размещаться. Таким же образом рекомендуется «протестировать» вид отделки.

Мерки для подушки необходимо снимать очень тщательно, используя для измерения газету или тонкий миткаль. Для того чтобы сшить подходящие наволочку или чехол для подушки, газету или миткаль накладывают сверху на подушку и делают выкройку. Такая выкройка обязательно учтет все неровности и выпуклости подушки-основы. Важно не забыть оставить припуски на свободное облегание.

Самый простой способ создать «универсальную» подушку — просто пришить к обычной наволочке замысловатый кант и нарядные завязки. Такую подушку можно будет использовать не только по прямому назначению, для сна, но и, например, чтобы смягчить спинку стула.

А в настоящие произведения искусства подушки превратят яркие расцветки, отделка шнуром и кистями. Помимо декоративности, такие уютные вещицы вполне функциональны. Чехлы для таких подушек можно сшить из практичной шерстяной ткани. Существует множество разнообразных подушек разных типов: например, оксфордские — так называют подушки с каймой, не заполненной набивкой. От этих подушек, кстати, ведут свою «родословную» другие типы подушек с каймой: с каймой-валиком (одинарным или двойным) и с каймой, отделанной декоративной лентой или руликом; секционные- подушки с боковыми вставками между верхней и нижней деталью; стеганые- стежка всегда добавляет эффекта подушкам, особенно в тех случаях, когда основная ткань мнется; турецкие подушки — из однотонной ткани с широким руликом контрастного цвета и присборенными уголками. Турецкие подушки можно украсить скрученным шнуром с кистями или обтянутыми тканью пуговицами на углах.

Множество мягких шелковых подушек, сшитых из тканей с яркими, сочными красками разнообразных рисунков, помогут создать атмосферу покоя древней и богатейшей культуры Востока.

Можно пофантазировать и на тему подушечной «пирамиды», которые так любили воздвигать наши прабабушки на свежезастланной постели, и обшить чехлы для подушек разноцветными атласными лентами.

А создать особенное, праздничное настроение поможет классическое сочетание белого цвета с золотым: например, диванный валик, украшенный простой, но элегантной вышивкой и изящными кистями. Кстати, валики, набитые конским волосом или соломой, издавна пользовались популярностью для украшения интерьера и мебели. Сегодня в качестве набивок используются различные комбинации пуха и пера, пенопласт, поролон, волокно. Шьются декоративные валики очень просто: это своеобразная полая «труба», заполненная набивкой, цельная или составленная из разных тканей, которая может быть также украшена полосками или застрочена в складки. Концы валика можно сделать плоскими, уложить складками, отделать рюшами, завязать узлом, пришить кисточки, окантовать шнуром.

Приведем вариант изготовления такой подушки-валика с указанием примерных размеров. Потребуется лоскут ткани, набор для установки заклепок, 3 м белого шнура для окантовки чехлов, застежка-молния длиной 40 см, хлопчатобумажные нитки и перьевой валик диаметром 17 см и длиной 45 см.

Из ткани вырезают прямоугольник размером 48 х 60 см и два кружка по 20,5 см в диаметре. С помощью сантиметровой ленты карандашом размечают места для будущих заклепок. В этих местах пробивают отверстия и устанавливают 24 заклепки с помощью специального набора. Чтобы удобнее было продевать шнур в отверстия, один из концов шнура завязывают узелком, а другой оборачивают клейкой лентой. Узел располагают на изнаночной стороне и протягивают шнур через все заклепки таким образом, чтобы на лицевой стороне были видны два ряда наклонной шнуровки. Затем шнур обрезают и свободную часть закрепляют узлом с изнаночной стороны.

На обеих коротких сторонах прямоугольного отреза ткани подворачивают по 1,5 см и отутюживают. Сделав наметку, вшивают молнию таким образом, чтобы она соединяла края ткани. Полученную трубку выворачивают наизнанку, закрепляют булавками кружки из ткани на краях чехла лицевыми сторонами друг к другу и обметывают края. Прошивают детали на расстоянии 1,5 см от края и снова выворачивают чехол, на этот раз лицевой стороной наружу. Остается надеть чехол на валик и застегнуть молнию. Чтобы затянуть края валика, шнур продевают в отверстие на одном из краев молнии и, вытянув, оборачивают по кругу валика и пришивают вручную. Свободный конец обрезают и заправляют под чехол. Вручную аккуратно зашивают отверстие у молнии. Подобным же образом затягивают шнур с другой стороны чехла.

«Ближе к природе» можно почувствовать себя, украсив мебель несколькими подушками из натуральной ткани, по расцветке напоминающей звериные шкуры.

Их грубоватая фактура и специфическая расцветка в сочетании с дополнительной атрибутикой, например, фигурками зверей и живописными пейзажами на стенах, будет смотреться очень стильно и выигрышно.

Современные краски и сопутствующие материалы позволяют и вручную выполнить такую имитацию окраски леопардовой или тигровой шкуры, расписать ткань «под зебру» или «под жирафа».

Для этого используются следующие материалы: ткань и бумага, резак, шариковая ручка, промокательная бумага, трафарет и кисть для работы по трафарету и краски для ткани нужного цвета. Например, для того чтобы выполнить окраску «под леопарда», потребуются краски сиена натуральная и черная.

Перед окраской лоскут ткани нужно выстирать, высушить и прогладить. Затем готовят два трафарета из пластика. На листе бумаги рисуют «леопардовые пятнышки» нужного размера и формы (можно перевести изображения и с готового рисунка) и переводят на два куска пластика.

После этого острым макетным ножом (резаком) аккуратно вырезают «пятнышки» по форме: на первом трафарете удаляют «сердцевинки», а на втором — «ободки» пятнышек.

Ткань кладут на промокательную бумагу, а сверху накладывают трафарет с вырезанными «сердцевинка-ми» пятнышек. После этого на палитру наливают немного сиены натуральной, обмакивают в краску кисточку и раскрашивают ткань по трафарету.

Операцию повторяют, используя второй трафарет. По нему черной краской раскрашивают «ободки» пятнышек. Так поступают до тех пор, пока вся ткань не будет окрашена. Свободные промежутки заполняют черной краской и дают ткани высохнуть.

Оригинальным дополнением к интерьеру детской комнаты могут стать разнообразные подушки-транс-формеры — своего рода мягкий и яркий «конструктор», из деталей которого можно создавать все, что подскажет ребенку его фантазия: домик, крепость, шалаш, лабиринт — все что угодно.

Изготовить такие блоки-трансформеры очень просто. Потребуется мебельный поролон толщиной 100 мм. Этот материал гигиеничен и полностью исключает выделение вредных веществ. К тому же, он очень плотный. Теперь достаточно просто разрезать каждый лист поролона (стандартная величина такого листа 2 х 1м) на блоки 50 х 50см, изготовить для каждого чехол из яркой прочной ткани (диагональ, ситец) и собрать из блоков группы по два, три или четыре, сшивая их вместе за ребро-грань.

В дальнейшем такие «детали» можно трансформировать практически в любую идею. А если пришить по углам чехлов так называемые липучки, то конструкцию можно будет легко зафиксировать в том или ином положении и скрепить между собой практически любое количество модулей.

Никогда не выходит из моды и «цветочная» тема. Здесь можно использовать самые разнообразные по фактуре и рисунку ткани, главное — внимательно подобрать тон для отделочных шнуров и кистей на чехлах подушек. В этом случае именно они призваны стать заключительным штрихом, завершающим и обобщающим оригинальный замысел хозяйки.

А например, две подушки в широкую сине-белую полоску, напоминающую гипертрофированный рисунок матросской тельняшки, и с изображением морских раковин, как нельзя лучше разовьют декоративную тему комнаты. Для дивана можно выполнить целый комплект подушек: например, семь подушек среднего размера или три очень большие, и объединить их одни элементом — цветом основной или отделочной ткани, с использованием одного вида отделки или формы. Можно выбрать простой вариант — избегая сложных украшений, выбрать подушки простой формы или валики, но по-разному обыграть их цвет, текстуру ткани, отделку. Чтобы достичь гармонии, дизайнеры соверту-ют придерживаться одного доминирующего и одного нейтрального цвета, комбинировать полоску с клеткой, использовать однотонные ленты и фестонные каймы.

Еще один оригинальный вариант мебельного аксессуара- подушка со шнуровкой- может быть изготовлен следующим образом. Для квадратной подушки со стороной 45 см потребуется 50 см ткани, 5,5 м ковровой ленты 4 см, хлопчатобумажные нитки, крупные заклепки и набор для их крепления, суровая нитка для декоративных швов и 1,5 м толстого шнура.

Сначала из ткани вырезают квадрат со стороной 48 см (для задней стороны чехла) и два прямоугольника 24 х 48 см для передней стороны. Затем отрезают два куска ковровой ленты по 48 см длиной, складывают их вдоль и проутюживают. Этой лентой впоследствии нужно будет обшить по краю две половины передней стороны чехла.

На каждой половине передней стороны чехла пробивают по нескольку отверстий и вставляют заклепки так, чтобы они располагались на равном расстоянии одна от другой (в данном случае — примерно через каждые 8-10 см) и от края (3-4 см). Затем половинки передней части кладут на заднюю часть подушки изнаночными сторонами друг к другу и, выровняв края, прошивают их на небольшом расстоянии от края.

Для отделки краев подушки понадобятся отрезки ковровой ленты по 54 см длиной. Их соединяют по два под углом и сшивают. Шов проглаживают с изнаночной стороны.

Ленты прикрепляют булавками к подушке и аккуратно загибают края под углом так, чтобы лента точно облегала подушку. На углах их сшивают так, чтобы получилась «рамка». Таких «рамок» изготавливают две, прикладывают к подушке и пришивают. По внутреннему краю ленты можно прошить двойным декоративным швом суровой ниткой.

Остается надеть чехол на подушку и протянуть шнур через отверстия так, чтобы образовалась перекрестная шнуровка. Края шнура связывают друг с другом под чехлом.

Не менее эффектная деталь для мягкой подушки — чехол со шнуровой окантовкой. Для стандартной подушки со стороной 45 см понадобится 50 см тика; 40 см шелка или полотна; прокладка средней плотности; хлопчатобумажная ткань; 2,2 м отделочного шнура и клей для ткани.

Прежде всего из ткани вырезают квадрат со стороной 48 см для передней стороны чехла и два прямоугольника 24 х 48 см для задней стороны. Одна из длинных сторон каждой из верхних половин должна быть вырезана из края ткани вместе с кромкой. Из тика вырезают две полоски шириной 17 см и длиной 105 см, а из прокладки полоски той же длины, но шириной 6,5 см. Серединками изнаночных сторон складывают вместе ленты из тика и полоски из прокладки и проглаживают утюгом. Затем полоски складывают вдоль лицевой стороной внутрь, прошивают на небольшом расстоянии от края, выворачивают и тщательно проглаживают утюгом (шов должен находиться в середине задней стороны). После этого полоски прошивают по обеим длинным сторонам. Для изготовления петелек для шнура каждую полоску нарезают на кусочки по 13 см длиной. Будущие петли складывают пополам, швом внутрь, и пришивают по периметру передней части лицевой стороны подушки, располагая равномерно, по четыре на каждой стороне, так, чтобы крайние петли располагались в нескольких сантиметрах от угла.

Задние половинки кладут на переднюю часть подушки лицевыми сторонами друг к другу так, чтобы в центре их кромки заходили одна на другую. После этого весь чехол прошивают по периметру, отступив от края и скругляя шов на углах. Если необходимо, излишки ткани обрезают и выворачивают чехол на лицевую сторону. Остается надеть чехол на подушку и продеть в петельки шнур. Края шнура можно завязать или аккуратно склеить. В последнем случае нужно немного передвинуть шнур в петлях, чтобы спрятать за одной из них место склеивания.

Подушку-думку можно интересно оформить и обычными пуговицами с веревочной окантовкой (рис. 19).

Для окантовки маленькой квадратной подушки понадобится 50 см ткани, хлопчатобумажные нитки, несколько небольших пуговиц; 3 м шнура средней толщины; клей ПВА.

Из ткани вырезают квадрат по размеру подушки (в данном случае со стороной 36,5 см) для передней стороны и два прямоугольника (27 х 36,5 см) для задней стороны. Прямоугольники нужно отрезать от куска ткани таким образом, чтобы длинная сторона каждого из них была с кромкой. Задние половинки совмещают с передними «лицом к лицу», выравнивают так, чтобы их кромки находили одна на другую, и прострачивают на машинке, скругляя шов на углах. Вывернув чехол, намечают места расположения пуговиц на передней части подушки и пришивают их.


После этого можно надеть чехол на подушку и приступить к выполнению окантовки. Это делается очень просто: вручную, нитками в цвет шнура. Начинают пришивать шнур с конца, на одном из углов подушки, а затем окантовывают всю подушку по периметру. На углах нужно сделать из шнура три петли, как показано , на рисунке, и крепко пришить так, чтобы нитки не были видны.

После того как работа окончена, аккуратно обрезают остатки шнура, чтобы два его конца совпали, и наносят на них небольшое количество клея ПВА, чтобы нити не распускались. Можно просто сшить концы шнура друг с другом. Место соединения прячется под петельку.

Добавив немного фантазии, можно создать подушки в буквальном смысле эксклюзивные, если украсить их вышивкой, гобеленом, росписью, лоскутным шитьем.

Выполнять вышивку лучше на ткани полотняного переплетения — льняном или хлопчатобумажном полотнище. Техника вышивки может быть различной, в зависимости от того, какого размера изделие предполагается получить. Множество интересных шаблонов для вышивки можно приобрести в специализированном магазине. Например, если есть желание украсить вышивкой наволочку для подушки, то работу рекомендуется выполнять в технике «крест» по канве. Тогда картинка получится крупнее. Один крестик захватывает 2×2 нити канвы. Перед началом работы нужно обметать отрез ткани или канву по периметру швом «зигзаг». Это делается для того, чтобы края полотнища не осыпались во время работы. Затем следует внимательно рассчитать узор и наметить его контур на материале небольшими стежками.

Нежелательно брать слишком длинную нить, поскольку она быстро деформируется.

После окончания работы ткань с вышитым мотивом слегка увлажняют, отутюживают с изнаночной стороны теплым утюгом и далее используют для шитья наволочки (или вставляют в рамку с паспарту).

Немного больше времени и терпения потребует изготовление другой подушки. Ее можно вышить шерстяными нитками по крупной перевитой сетке.

Рисунок можно выполнить и на вязаной сетке, в той же технике настила или болгарским крестом. При этом рекомендуется использовать шерстяные нитки и плотный материал.

Можно воспользоваться и другим вариантом — выполнить своими руками гобелен и использовать его при создании декоративной мебельной подушки.

Гобелен представляет собой плотную хлопчатобумажную ткань жаккардового переплетения с художественным цветным рисунком и красивой узорчатой расцветкой. Это тяжелые ткани, которые вырабатывают из многоцветной хлопчатобумажной, штапельной, шерстяной, синтетической и другой пряжи на многочелночных станках с жаккардовыми машинами. Гобеленовые ткани вырабатываются из нескольких нитей основ и утков в пределах одного раппорта узора и имеют различные переплетения, которыми выполняются отдельные части узора. Ткань состоит из трех слоев, причем через определенные промежутки, согласно рисунку, нити основы и утка последовательно перемещаются из одного слоя в другой.

Приемы ручного ткачества, в основе которых лежит техника так называемого полотняного переплетения основы и утка. С тех древних времен, как были созданы первые гобелены, эти приемы практически не изменились.

Простой гобелен можно изготовить и самостоятельно. Мы уже рассказывали об этом в одной из предыдущих книг нашей серии, посвященной использованию ткани в декорировании интерьера. Поэтому здесь напомним лишь основные моменты процесса.

Гобелен изготавливается с помощью нитей, натянутых на деревянную раму, наподобие того, как создается ткань на ткацком станке. Размеры рамы и количество необходимых материалов зависит от сложности работы и размеров будущего гобелена. Так, размеры рамы выбираются посредством утраивания ширины и удваивания высоты гобелена. Например, чтобы соткать маленький, размером всего 250 х 250 мм, потребуется деревянная рама 750 х 500 мм, льняные и шерстяные нитки, ножницы, обычная вилка, газетная бумага и нарезанный кусочками полиэтилен (размер кусочка 10 х 50 мм).

Сначала создается и подготавливается нитяная основа будущего гобелена. Лучше всего использовать льняные нитки, поскольку они обладают достаточной прочностью и не тянутся.

Нитями обматывают ими раму по большей стороне, словно катушку. Расстояние от первой до последней нити основы будет определять ширину будущего гобелена. Интервалы между нитями должны составлять приблизительно 3 мм, а сила их натяжения должна быть такова, чтобы между нитями свободно проходили пальцы.

Затем плетут «косичку», которая соберет нити основы в единую плоскость. Внутрь рамы, между двумя образовавшимися рядами нитей, нужно положить полоску картона размером 50 х 300 мм. Это делается для того, чтобы «косички», то есть первый и последний горизонтальные ряды, сплетенные из нитей первого и второго ряда основы, объединяющие их в одну плоскость, были ровными. Нижняя «косичка» так и будет покоиться на полоске картона, тогда как верхнюю следует отодвинуть наверх деревянной рейкой размером 300 х 50 х 20 мм до завершения работы. Рейка продевается для разделения нитей основы на четные и нечетные. Кроме того, она позволяет до некоторой степени регулировать натяжение нитей: чем выше установлена рейка, тем слабее натяжение и наоборот.

Плетению собственно гобелена с изображением предшествует плетение так называемой «заработки», играющей примерно ту же роль, что кромка у ткани. Впоследствии ее можно подогнуть на изнаночную сторону. Поэтому высота «заработки» должна составлять всего несколько сантиметров. Ее плетут сразу поверх косички по вертикали по принципу простого полотняного переплетения (точно так же, как плетется обычный деревенский плетень: одна прокидка покрывает четные нити основы, вторая — нечетные, и так далее). Нить, начинающая «заработку», привязывается простым узелком к краю основы рядом с косичкой.

Когда ряд будет закончен, продетые горизонтальные нити уплотняют, используя обычную вилку, так, чтобы нити основы стали невидимыми как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

Когда «заработка» окончена, закончив «заработку» и закрепив ее узелком на основе, начинают плести собственно гобелен.

Здесь можно использовать самые разные нити, причем вводить их допускается с любого места, нужно лишь привязать обычным узлом к ниткам основы. Можно работать сразу несколькими разноцветными нитями: это позволяет добиться нежных тональных переходов одного цвета. Оригинальность фактуре гобелена можно добавить с помощью самых неожиданных материалов — используя в качестве утка лоскуты ткани, тюля, красивые ленты, тесьму, капрон.

Когда изображение закончено, снова плетут «заработку» для оформления края. Когда гобелен готов, нити основы просто обрезают и снимают гобелен с рамы. Концы нитей связывают узелками.

Подушки размером 40 х 40 см очень красиво смотрятся не только в гобеленовых чехлах, но и в наволочках из лоскутков ткани.

Как известно, техника лоскутного шитья очень популярна за рубежом, где она получила название patchwork, — буквально «работа из лоскутков». В Америке, например, лоскутная техника стала национальным видом декоративно-прикладного искусства. За последние два столетия американские мастерицы разработали множество прекрасных узоров, ставших традиционными, придумали определенные технологии изготовления лоскутных изделий и даже объединились в так называемые quilt-clubs (квилт-клубы, от английского слова quilt — «стеганое лоскутное изделие»).

В лоскутных произведениях используется различная техника: к примеру, лоскутная мозаика, при которой на лицевой стороне композиций не видно швов, или аппликация, где для создания рисунка лоскутки нашивают на единый кусок ткани. В русском лоскутном шитье существует интересная объемная техника, когда каждый лоскуток, вырезанный с помощью лекала (круга или квадрата), складывают в треугольник, затем группируют треугольники рядами и настрачивают по кругу на основу из плотной ткани. Другой вариант- использовать длинные жгуты скрученной ткани, заплетая их в шнур-косичку, а затем выкладывая косички разных цветов по кругу и сшивая между собой.

Для изготовления лоскутных изделий можно использовать достаточно плотные ткани с гладкой и блестящей поверхностью: хлопчатобумажные, сатиновые и атласные. Лоскутное изделие может быть изготовлено и из шерстяных, шелковых тканей или даже из трикотажного лоскута, но эти ткани нужно нашивать на основу — хлопчатобумажную или из синтепона с последующей стежкой, поскольку шерстяное полотно зачастую очень деформируется по косой нити, а трикотажное сильно растягивается во все стороны и плохо держит форму. Но собранные на основу, эти ткани прекрасно смотрятся в жилетах, куртках, декоративных покрывалах.

Для большего эффекта геометрического орнамента допустимо включение атласа, шелковых, подкладочных тканей, а также лоскуты всевозможных тканей из искусственных и синтетических волокон. Они часто очень эффектны из-за ярких расцветок или интересной фактуры — гофрированные, зернистые, с блеском или пушком. Включаясь в цветовую гамму геометрического орнамента, они заметно обогащают ее. Специалисты рекомендуют подбирать для изделия ткани одной плотности (толщины) и собирать такое изделие на основу (или обязательно простегивать).

Для стеганых покрывал традиционно лучшим материалом является стопроцентный хлопок.

Хлопчатобумажные ткани деформируются меньше, чем другие, хорошо гладятся, служат дольше, чем большинство других тканей, и при ручной стежке иголка проходит сквозь них более легко.

Из лоскутков можно шить не только наволочки для подушек, но и другие вещи для украшения интерьера: панно, коврики, тряпичных кукол.

Например, из геометрических ситцевых лоскутков можно составить очаровательное покрывало для детской кроватки. Можно порекомендовать использовать для этой работы яркие одноцветные лоскутки: желтый, оранжевый, черный, в сочетании с орнаментальными кусочками ситца. Они создадут магический рисунок-детского покрывала, который будет доминирующим цветовым пятном.

А прикроватный коврик — большой ситцевый кот, сделанный из поролона, с огромным розовым бантиком — может стать любимой игрушкой, которую при необходимости будет достаточно просто подновить — сменить ситец.

В настенных ковриках, панно, аппликациях и игрушках легче всего использовать все разнообразие материалов, выпускаемых текстильной промышленностью: ткани, различную тесьму, всевозможные ленты и шнуры, даже кусочки меха и кожи, пуговицы, перышки — чем разнообразнее материал, тем интереснее и оригинальнее результат. Здесь нет никаких ограничений: используя любые ткани,- применив все это в меру и со вкусом, — можно получить оригинальные результаты.

Для работы с лоскутом важно различать несколько групп тканей по нанесенному на них рисунку. Ткани в полоску и клетку в сочетании с однотонными и цветными по расцветке тканями всегда будут доминирующими. Очень мелкая полоска, клетка, горох и другие геометрические узоры при удалении от глаз сливаются с основным фоном ткани. Ткани в полоску удачно используются для окантовки изделий, а также в геометрических блоках, подчеркивая рисунок орнамента — шестигранники, треугольники. Ткань с орнаментом, расположенным по ее поверхности полосами, может прекрасно подойти для различного рода разделительных полос, каймы.

Ткани с цветочным рисунком при мелких размерах рисунка можно использовать для изготовления тканевых картин- например, небольших пейзажей: цветущее дерево, куст, поляна в цветах, звездное небо. Изделие не должно быть большим, поскольку в этом случае мелкие цветы сливаются с фоном и смотрятся как однотонная ткань. В картинах также хорошо использовать ткани с абстрактным рисунком, имеющие плавные переходы одного цвета в другой — например, для изображения заката, восхода, пашни, деревьев.

Ткани с более крупными цветами и листьями можно удачно использовать в геометрических орнаментах, выкраивая букеты или отдельные цветы и листья таким образом, чтобы они были в центре геометрической фигуры.

Ткани с крупным орнаментом позволяют кроить много деталей разного цвета и различных рисунков. Из такой ткани выкраивают несколько деталей с одним мотивом: например, завиток с листьями, который повторяется в каждой детали. Другие части этого же куска ткани дадут детали с другой окраской фона: например, крупные цветы или листья могут стать треугольниками или ромбами.

Центром подушки может стать аппликация из ткани с изображением людей, животных, птиц, сказочных сюжетов.

Очень изысканные изделия лоскутной мозаики могут быть созданы с использованием гладкошерстных тканей, взятых отдельно или в сочетании с пестрыми тканями.

Блестящие ткани следует использовать осторожно, их должно быть немного в одном изделии. Поверх блестящей ткани можно использовать сетку из гипюра или тюль, под которыми она будет таинственно мерцать.

Перед работой весь материал — все ткани, тесьму, ленты, отделочные шнуры — необходимо предварительно проверить на прочность окраски: проутюжить уголок ткани или краешек тесьмы через мокрую ткань. Если на ней останется след, значит, краски линяют, и такой материал сначала нужно тщательно выполоскать в теплой воде, пока она не станет прозрачной, или попытаться закрепить краску, замочив ткань в воде с добавлением столового уксуса.

Перед раскроем как большие куски тканей, так и мелкие лоскутки необходимо декатировать — увлажнить для усадки. Под действием горячей воды и пара все ткани, имеющие натуральные волокна, дают разную усадку. Степень усадки зависит от вида волокон (или их смеси), а также от плотности ткани. Местная усадка, деформирующая все изделия, может произойти даже во время утюжки швов на изделии через влажную ткань. А ведь лоскутные вещи состоят из многих различных тканей, и такая деформация может испортить всю работу.

Декатировка хлопчатобумажных, льняных тканей и сатина выполняется так: материю полощут в горячей воде, отжимают, при необходимости опускают в подготовленный раствор крахмала, опять слегка отжимают и развешивают для высушивания. Чуть влажные ткани утюжат вдоль долевых нитей по изнаночной стороне. Ткани шерстяные, шелковые, смешанные с синтетическими и другими волокнами для декатирования раскладывают на влажной простыне или полотенце, свертывают в рулон и оставляют так на 3-4 часа, затем проутюживают с изнаночной стороны через тонкую ткань под долевой нити. Мелкие лоскуты просто отпаривают через влажную ткань. Ткани типа подкладочной саржи, некоторые искусственные шелка и ворсовые материалы не декатируют, а только проглаживают по изнанке.

При необходимости материал подкрахмаливают. Накрахмаленные ткани, особенно мягкие и легко мнущиеся, мелкие лоскутки, удобнее использовать для многих изделий, выполняемых на швейной машине.

Крахмаление можно объединить с декатировкой.

Мелкие лоскутки можно крахмалить холодным способом. В широкую миску наливают 1 литр холодной воды и размешивают в ней 1 столовую ложку крахмала и 1 чайную ложку соли. Перед тем как опустить лоскуток в воду, взбалтывают ее, затем лоскуток смачивают, отжимают и сразу проутюживают. Высушивать лоскуток утюгом желательно по долевой нитке, но если по лоскутку невозможно определить долевую нить, старайтесь проводить утюгом по направлениям нитей поочередно. По косому направлению лоскут утюжить не рекомендуется, чтобы избежать деформации.

Подкладочную ткань, которая будет находиться с изнанки или внутри работы, подбирают индивидуально для каждого изделия. В различных настенных ковриках, панно, газетницах рекомендуется использовать неотбеленную бязь, холст, бортовку и другие ткани плотной структуры, благодаря которым работа будет висеть ровнее.

Для одеял, покрывал, наволочек изнаночной тканью может послужить такое же лоскутное полотнище, как и лицевая сторона изделия. Для скатертей и занавесок, — изделий, которые могут смотреться на просвет, — подкладку рекомендуется подбирать из белой или однотонной цветной ткани, хорошо гармонирующей с лицевой стороной.

Мелкие детали нашиваются на куски вспомогательной ткани, из которых потом, в свою очередь, формируются блоки или детали к изделию. Шитье на основу используется в тех случаях, когда изделие в последующем не будет простегиваться и если оно состоит из тканей различного свойства и качества.

Для основы требуется хорошо накрахмаленная тонкая хлопчатобумажная ткань или флизелин, клеевой флизелин, иногда неотбеленное полотно, холст, бортовка или даже ткани, бывшие в употреблении — например, старые простыни или наволочки. Новую не-декатированную ткань использовать не рекомендуется из-за возможной усадки. Ткань основы для изделий с обилием светлых и просвечивающих лицевых деталей должна быть без рисунка, светлой, лучше белой, поскольку от темной или яркой и пестрой основы меняется тон изделия. В изделиях из темных лоскутков с плотной фактурой ткани цвет может быть любым. При изготовлении покрывал между лицевым полотном и изнаночным можно выполнить прокладку из синтепона, шерстяного и хлопчатобумажного ватина. Синтепон удобен для изделий с простежкой вручную, для машинной стежки хорошо использовать ватин — хлопчатобумажный или с примесью синтетики.

Количество необходимых деталей просчитывают по эскизу или рисунку. Отутюженную ткань раскладывают на столе лицевой стороной вниз, кромки ткани срезают, чтобы они не попали в крой, так как кромка стягивает ткань и, кроме того, она зачастую более плотная, чем материал. Очень тонкие ткани перед раскроем рекомендуется приутюжить на клеевой флизелин для уплотнения. Шелк, штапель, многие тонкие синтетические ткани, подкладочную саржу и другие тонкие ткани лучше использовать в работах с прокладкой из синтепона или ватина, где густая стежка плотно держит лицевую поверхность с изнаночной стороной.

По предварительному рисунку изготавливают шаблоны для изготовления лоскутков или аппликаций. Их экономно располагают на ткани и обводят карандашом или мелком. Если на шаблоне есть надрезы, то их помечают на ткани. При раскладке шаблонов нужно следить за направлением нити: прямоугольники, квадраты, полоски располагают вдоль долевой нити, а треугольники, шестигранники, ромбы, трапеции укладывают по всему полотну ткани одинаково, основанием к долевой нити. В прямоугольных треугольниках долевая и поперечная нити составляют прямой угол.

К размеру деталей прибавляют припуски на швы. Например, квадрат 4 х 4 см плюс с каждой стороны по 0,7 см. Припуск на шов обычно определяют по ширине лапки швейной машины, и если ширина лапки небольшая, отмечают двойную ее ширину. Затем по линиям детали вырезают с помощью ножниц или роликового ножа-резца, который особенно удобен для выкраивания большого количество деталей простой геометрической формы, поскольку избавляет от применения шаблонов. Выглаженную ткань просто складывают в несколько слоев, укладывают в правый угол на подложку и, приложив линейку, направляя нож по линейке от себя (пальцы левой руки на линейке), обрезают кромки тканей. Воспользовавшись пластиковой линейкой с четкой разметкой, легко выкроить, например, квадраты, ромбы, треугольники.

Очень ценится в наши дни ручная роспись тканей. Расписанную ткань можно использовать не только для изготовления чехла на диванную подушку, но и для обивки мебели, изготовления абажура, пледа, ширмы, занавеси или декоративного панно. Кстати, для росписи подходят не только ткани, но и искусственная кожа и замша.

Чтобы правильно подобрать материал для росписи, необходимо руководствоваться видом будущего изделия. Большое значение при выборе краски для росписи имеет исходный цвет ткани и то, какое переплетение нитей использовалось при изготовлении ткани: полотняное, саржевое, трикотажное, жаккардовое или парчовое. Перед работой обычно на маленьком пробном лоскутке проверяют, как впитывается краска, как она расплывается по ткани, чтобы подобрать оптимальную технику росписи и рисунок.

Нужно обязательно выстирать материал перед работой, используя моющие средства, чтобы удалить вещества, используемые на фабриках при окончательной отделке. Однако ткань нежелательно предварительно замачивать, поскольку многие стиральные порошки дают отбеливающий эффект.

Краски для росписи по ткани можно разделить на две категории: профессиональные и класса «хобби». Профессиональные краски требуют специальной подготовки и навыков работы. К классу «хобби» относятся, в основном, акриловые краски. Они содержат пластичную синтетическую смолу, частицы пигмента в которой связаны между собой эмульсией, которая после высыхания становится прозрачной. Одно из преимуществ акриловых красок — скорость их высыхания. Это происходит, как только испаряется содержащаяся в акриле влага. Акриловые краски обладают хорошей кроющей способностью, великолепной яркостью цветов, не выгорают на солнце и не тускнеют со временем. Акриловые краски можно разбавлять водой, но, в отличие от других водных красок, после высыхания они в воде уже не растворяются. Многие производители выпускают также специальные разбавители для акриловых красок.

Несколько слов о материалах, необходимых для работы.

Для росписи по ткани используются так называемые резервы (контуры). Это специальные составы, которые необходимы, чтобы предотвратить растекание краски. Резерв, проникая в ткань, пропитывает ее насквозь и создает своего рода перегородку, которая не пропускает ни краску, ни любую другую жидкость. Резервы выпускаются различных цветов, что позволяет использовать их и в качестве декоративной отделки.

Многие производители пользуются названием гут-та, но в качестве резерва может использоваться только гутта на резиновой основе. В отечественных натуральных тканях используются синтетические добавки, поэтому в импортные резервы лучше добавить немного бензина, чтобы улучшить их проникающую способность.

Необходимым инструментом является рама, на которую натягивают ткань при работе, чтобы избежать искажения размеров рисунка и несовпадения контурных линий. Проверить, правильно ли натянута на раму ткань, просто: брошенная на середину булавка должна упруго отскочить вверх.

Полезный совет: если перед натягиванием ткани деревянную раму оклеить скотчем, это убережет дерево от попадания на него воды и краски, а после удаления ленты рама останется сухой, чистой и не запачкает следующую работу.

Кистей необходимо несколько, три-четыре. Кисть для росписи ткани должна быть упругой, с длинным ворсом, хорошо брать и отдавать влагу: колонок, барсук, красная куница, тур. Смоченная водой кисть должна иметь острый кончик. Для проработки мелких деталей используются кисти № 3-5, а № 10-12 — для росписи небольших и средних участков. Крупные участки расписывают мягкими и широкими кистями, или специальной веерной кистью.

При работе не рекомендуется класть кисти кончиками вниз, а после занятий росписью их необходимо промыть в чистой воде с добавлением мягкого средства для мытья посуды. При использовании акриловых красок это особенно важно. Влажной кисти нужно дать высохнуть, после чего можно поставить ее, вверх ворсом, в стакан для хранения.

Кроме этого, существует еще множество других приспособлений: трехзубчатые крючки и кнопки (для натягивания и закрепления на раме ткани с необработанными краями), булавки и иглы (для закрепления ткани, края которой обработаны); пластмассовые флаконы-аппликаторы для выполнения тонких линий, пипетки для забора красок при смешивании, палитры для смешивания красок, трафареты и специальные формочки для набойки и другие.

Существует множество техник ручной росписи ткани. Каждая из них имеет свою специфику.

Самый древний и наиболее простой способ — так называемая узелковая техника. Она позволяет создавать красивые абстрактные композиции. Она заключается в том, что перед крашением определенные места на сухой ткани перевязывают тонкой веревкой, шнуром, лентой или просто завязывают узлом, и при окраске на этих участках сохраняется первоначальный цвет фона. Изменив характер и величину узелков и варьируя их количество, можно получать круги и окружности, вертикальные или горизонтальные полосы, а также их сочетания. Ткань можно перевязать так, чтобы

после окрашивания распущенные узелки превратились в рисунок стилизованного цветка, листа и так далее. Внутрь узелка можно поместить мелкий предмет, например, круглый камешек или другую деталь, что позволит получить в результате окрашивания узор в виде пробелов определенной конфигурации.

Затем ткань полностью погружается в раствор соли, кипятится в нем 10-15 минут, затем туда же добавляется краска. Дальнейшие операции выполняются в соответствии с инструкцией на упаковке краски. После окрашивания ткань промывается (без развязывания узлов) и краска закрепляется. Высушенная ткань может быть снова окрашена в другой цвет.

Как правило, окрашивание ведется от более светлых тонов к более темным. Более трех цветовых перекрытий делать не рекомендуется.

Для выполнения следующих техник росписи ткань натягивают на раму и переносят на нее рисунок. Сначала рисунок выполняется черными чернилами или тушью на белой плотной бумаге в виде шаблона, который подкладывают под натянутую на раму ткань, закрепляют клейкой лентой и затем переводят контуры рисунка на расписываемую поверхность. После того как рисунок переведен на ткань, снимать ее с рамы нельзя.

Контурная роспись. Эта техника основана на применении резервирующих составов, так называемых резервов, о которых уже говорилось. Художественная особенность этого способа росписи заключается в придании рисункам четкого графического характера при помощи цветного контура. Резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура, следя за тем, чтобы резерв хорошо проник в нее, — это важнейшее условие в контурной росписи. Если при нанесении контура останутся пропуски и разрывы, краска выйдет за пределы рисунка. Консистенция резервирующего состава зависит от плотности ткани, ее фактуры, а также от впитывающей способности ткани.

Набойка выполняется с использованием штампов. Работу нужно вести на столе с ровной поверхностью. Раму с натянутой тканью помещают на стол, специальный штампик помещают в приготовленную печатную краску, делают пробный оттиск на бумаге, удалив при этом лишнюю краску. Затем делают оттиски на ткани. После работы штампики промывают и просушивают.

Свободная роспись существенно отличается от контурного и узелкового способа как методом работы, так и внешним видом готового изделия. Эта техника близка к акварельной живописи, она позволяет выполнять мягкие, живописные переходы тона без резких очертаний формы. Роспись выявляет своеобразие авторского почерка и придает изделиям индивидуальность.

Ткань натягивают на раму, подбирают гамму цветов в соответствии с задуманным образом и затем обрабатывают красками в произвольной живописной манере, используя любой ассоциативный образ: весеннее утро, сумерки, туман, зимний вечер. Иногда для окончательной отделки используют холодный резервирующий состав.

Свободная акварельная роспись основывается на применении солевого раствора или специальных акварельных грунтов. Натянутую на раму ткань пропитывают водным раствором поваренной соли или акварельным грунтом, а после высыхания расписывают красками. Роспись обычно выполняют по принципу акварельной живописи: от светлого к темному, от верхнего края к нижнему.

Интересных эффектов можно достичь, применяя способ свободной росписи ткани с использованием кристаллов соли. Ткань натягивается на раму и обрабатывается жидкими красителями, а затем, в соответствии с замыслом, посыпается кристаллами соли, которые создают рисунок, притягивая к себе краситель и утемняя те участки ткани, на которые попадают. Получаемый эффект во многом зависит от размера кристаллов. После высыхания ткани соль удаляется.

Множество разнообразных пестрых фактур можно получить, используя способ выдувания красителя на ткань через трубочку. Напыление красителя нескольких цветов дает очень интересные эффекты. Краску наносят каплей, исключительно осторожно, на сухую ткань, а затем через трубочку осторожно выдувают ее на определенные участки ткани.

Свободная роспись способом аэрографии незаменима в случаях, когда необходимо получить ровно окрашенные поверхности. Помимо аэрографов и пульверизаторов, заправляющихся жидкой краской, можно использовать всевозможные красители в аэрозольной упаковке. Существует множество приемов работы с аэрографом. Техника смещения основана на набрызги-вании красителя путем манипулирования пистолетом-пульверизатором, когда струя аэрографа работает как кисть. Техникой распыления получают изображения с расплывчатым, мягким контуром.

В работе с аэрографом можно пользоваться различными трафаретами.

Ткань натягивают на раму, приготавливают гамму красителей и заправляют краситель в аэрограф. Затем краску распыляют на небольшом участке ткани и повторяют аналогичную операцию, сохраняя небольшие участки уже нанесенного цвета. Аэрографию можно выполнять и по уже окрашенным тканям.

Интересна техника росписи ткани «под мрамор» (marbling). Эта эффектная техника открывает широкие возможности для импровизации. Она может служить и самостоятельным приемом росписи, и использоваться в сочетании с другими техниками. Особенно оригинальные эффекты получаются при росписи атласного шелка.

Для этой техники используется специальный компонент в виде порошка, который применяют для создания основы рисунка. Его разводят в специальной емкости до образования гелеобразной массы, с которой и необходимо работать. На поверхность этого состава каплями наносят краску, создают рисунок при помощи палочки или иголки, а затем кладут ткань всей плоскостью на полученный рисунок и оставляют на несколько секунд. После этого ткань снимают и быстро промывают проточной водой, высушивают, закрепляют. Рисунок можно постоянно обновлять, наносить слоями, а приготовленный состав может быть использован многократно. Эта техника позволяет не только имитировать мраморные разводы, но и получать интересные цветовые решения.

Не менее интересна и монотипия. Она очень проста в исполнении. Для нее требуется лист пластика или стекла, на который свободными мазками наносится густая, как в тюбике, краска. Затем натянутую на раму ткань плотно прижимают к стеклу. Эту операцию можно повторить несколько раз, до полного исчезновения краски на стекле.

Существует и так называемая шпаклевочная техника, когда густая краска наносится непосредственно на ткань, создавая рельефную поверхность.

См.также:

Зеркала
Благодатный материал для «домашнего творчества» представляет собой обычное зеркало. Дизайнеры утверждают, кстати, что зеркало само по себе может выполнять функцию декоративного элемента интерьера — например, очень украсит типовой платяной шкаф с глухими дверцами пара симметрично расположенных зеркал в оригинальных рамах…

Тарелка как произведение искусства

Один из интересных и эффектных вариантов обновления фарфоровых, стеклянных и керамических тарелок и бокалов заключается в росписи яркими красками с многочисленными оттенками. Техника живописи по стеклу и фарфору- уникальное искусство, которое позволяет своими руками не просто украсить посуду и сделать ее более привлекательной, но создать уникальное произведение искусства (рис. 20)… Главная страница сайта | Главная страница раздела