Стекло, «посвященное музам»

Одним из модных украшений современного дома является стеклянная мозаика — панно или композиция на полу или стене, составленная из небольших кусочков стекла или других материалов. Некоторые филологи высказывают интересное предположение о происхождении слова «мозаика» — от латинского musinum, что значит «посвященная музам». Что ж, такое название вполне подходит для рисунков, выполненных из пластинок цветного стекла, которые украшали древнеримские храмы и святилища первых христиан, а именно эти рисунки и считаются первыми мозаичными изображениями.

Древние мозаики были несложными по композиции и цвету. Иногда они выполнялись из пластинок всего двух цветов — черного и белого. Однако пришли времена, когда мозаика получила заслуженное признание. Можно привести множество примеров использования мозаики в убранстве помещений: например, цветная изысканная композиция «Дионис на пантере» (IV век до нашей эры), изумительные украшения храмов Сан-Витале в Равенне, Софии в Константинополе. Стеклянная мозаика первоначально вставлялась в «ажуры» — каменные и деревянные проемы — для украшения окна. Можно сказать, что она стала прародительницей витража, когда

мастера научились определенным образом вырезать и собирать в свинцовую оправу цветные стекла, из которых образовывались красивые узоры и орнаменты.

Сегодня мозаика из стекла вновь становится популярной: и за рубежом, и в России все чаще можно увидеть мозаичные полы и стены на верандах, в ванных комнатах, панно и картины из мозаики в прихожих и коридорах новых квартир и коттеджей. Мозаика из стекла — великолепный отделочный материал. С ее помощью можно не только оформить большие плоские поверхности — например, кухонные столешницы, стену или пол в ванной; но и выполнить облицовку самой сантехники. Для этого используются мозаичные элементы небольших размеров, позволяющие выполнять закругления достаточно малых радиусов — на раковине или ванне. С помощью таких же маленьких модулей мозаикой облицовываются и другие художественные изделия для украшения интерьера — например, вазы или декоративные фигуры.

Стеклянная мозаика, используемая сегодня в интерьере, с химической точки зрения представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с различными добавками: кадмия, селена, авантюрина, перламутра и даже золота (золотого «порошка»), которые вводят в стеклянную массу для придания ей цвета. Кстати, технология получения «золотой» мозаики известна людям еще с древности, когда между стеклянными пластинками прокладывали сусальное золото и запрессовывали при обжиге. Такая «золотая» стеклянная мозаика существует и сегодня — это действительно эксклюзивный материал, поскольку при его изготовлении между двумя слоями стекла прокладывается настоящая золотая фольга 99-й пробы. Еще одна

разновидность эксклюзивной стеклянной мозаики — мозаика с добавлением искусственного авантюрина, полудрагоценного камня с мерцающими точечными вкраплениями.

Для производства такой мозаики используется искусственный авантюрин, который изготавливается по технологии, требующей исключительной точности, — такой, что даже привлечение квалифицированных специалистов и самой современной аппаратуры не может гарантировать полный, стопроценгаый успех. В самых общих чертах процесс выглядит так: необходимые элементы, состав которых является тайной фирмы, обжигают в печи до полного расплавления, добавляя к ним в определенный момент оксид меди. Через двенадцать часов печь опечатывают и оставляют остывать, после чего готовый продукт (внешне напоминающий застывшую смолу) растирают в порошок, вручную вмешивают в стеклянную массу, расплавляют и в конце концов разливают по формам.

Кстати, секрет изготовления искусственного авантюрина был получен промышленниками, поставившими на поток его производство, у муранских мастеров — великих стеклоделов, о которых уже говорилось ранее.

Любопытно, что итальянские производители дали одной из своих новых коллекций стеклянной мозаики с авантюрином оригинальное название: «Небольшое приключение». По мнению журналистов, таким странным наименованием коллекция обязана именно непредсказуемости результата создания искусственного авантюрина: как правило, удачно завершаются лишь семь из десяги циклов его производства.

Следует заметить, что качественная стеклянная мозаика очень прочна — гораздо прочнее, чем обычное стекло. Высокая прочность достигается тем, что при

изготовлении стекломассу подвергают дополнительному обжигу в специальных печах при высокой температуре. Кроме того, стеклянная мозаика абсолютно водонепроницаема (для сравнения: коэффициент во до-поглощения керамической мозаики — 1%, а соответствующий параметр стеклянной мозаики составляет меньше 0,1%). Стеклянная мозаика прекрасно выдерживает температуру до +150 °С, поэтому ею прекрасно можно облицевать, например, камин.

Для выполнения стеклянных мозаик сегодня часто употребляется венецианское стекло. Это объясняется его прекрасными характеристиками — долговечностью, устойчивостью к воздействию воды, механическим ударам и перепадам температур. А благодаря тому, что венецианское стекло имеет сплошную структуру, оно еще и великолепно противостоит влиянию микроорганизмов и бактерий (поэтому им часто отделывают ванные комнаты и бассейны).

Очень интересны своими декоративными свойствами и разновидности стеклянной мозаики, в частности — смальтовая (мозаику из смальты также часто называют «римской»). Разница между ними в том, что в состав смальты входят соли калия, а не натрия и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Получают смальту из мелких частичек плотно окрашенного стекла с определенными добавками (оксидами) методом прессования и спекания по специальной технологии, в результате чего материал приобретает прочность и стойкость не только к температурным перепадам, но даже к агрессивным чистящим средствам. С поверхности, выложенной смальтовой мозаикой, любые загрязнения удаляются даже легче, чем с поверхности недорогих стеклянных мозаик.

Смальта непрозрачна, но обладает очень интересным визуальным эффектом — она словно светится изнутри. Кроме того, современные технологии позволяют получать до нескольких тысяч оттенков смальты; это позволяет выкладывать большие одноцветные поверхности, которые выглядят очень живописно благодаря небольшим отличиям в тоне мозаичных модулей.

По размеру элементы смальтовой мозаики немного меньше обычных — 1,2X1,2 см, но зато они более толстые — около 8 мм.

Кстати, некоторые дизайнеры подчеркивают одно интересное свойство смальты, обусловленное спецификой самого материала и технологией его изготовления. Дело в том, что при взгляде с близкого расстояния смальта не всегда слагается в единый узор, а по-настоящему «звучать» начинает только тогда, когда мозаичное изображение рассматривается с определенного расстояния. Считается, что наилучшее впечатление римская мозаика производит в достаточно просторных помещениях.

Форма мозаичных модулей (их также называют «чипсы», или «тессеры» (tesserae) — смальтовые кубики) может быть различной. Наиболее традиционна — прямоугольная или квадратная; встречаются и круглые элементы. Чаще всего встречаются квадратные пластинки мозаики размером 20×20 мм. Толщина одного элемента обычной мозаики составляет около 4 мм. Кстати, от размера элемента зависит детализация изображения: чем меньше пластинка или кубик, тем точнее получится прорисовка.

Стеклянные тессеры имеют немного неправильную форму, и благодаря этому законченное мозаичное панно приобретает интересный эффект ручной работы.

Поверхность, выложенная стеклянной мозаикой, может представлять собой как несложный геометрический рисунок, так и сюжетную композицию.

Сегодня в специализированных фирмах можно заказать даже копии знаменитых древнегреческих или римских мозаик. К сожалению, полностью повторить работу древних мастеров мозаичного дела современным художникам не удастся — ведь многие старинные секреты безвозвратно утеряны, — но копии, в любом случае, не уступают оригиналам в эффектности и красоте, а по некоторым параметрам, благодаря использованию современных технологий и материалов, могут даже превосходить их.

Благодаря использованию современных компьютерных технологий, в мозаике сегодня можно воплотить практически любой сюжет, даже рисунок, самостоятельно придуманный будущим хозяином мозаичного панно (рис. 50).

Изготавливается изображение так: оригинал (рисунок, фотографию) сканируют, «заводят» информацию в компьютер и с помощью специальной программы разбивают изображение на клетки. После этого, в зависимости от того, насколько сложен рисунок, выбирается его цветовая гамма. При этом необходимо учитывать некоторые важные моменты, например, расстояние, с которого предположительно будет рассматриваться панно. Ведь чем больше его размеры, тем большим должно быть расстояние до него.

Существуют, кроме того, и «стандартные» приемы декорирования мозаикой- бордюры, орнаменты или так называемые «растяжки».

«Растяжками» дизайнеры называют полосы, изготовленные из мозаики одного цвета с изменением насыщенности

элементов. Например, с переходом от темных оттенков к более светлым. Их используют для того, чтобы визуально увеличить объем помещения.

Стеклянная (и, в частности, смальтовая) мозаика обладает еще одним интересным свойством: каждый ее элемент может иметь, помимо определенного цвета и тона, и свою степень блеска — от глянцевой до матовой. Эта характеристика всегда учитывается художником, который может использовать ее для создания

дополнительной игры света на своей мозаичной композиции. Таким образом, луч солнца, отражаясь от мозаичного панно именно под тем углом, как задумал автор, может выигрышно «вьтепить» произведение из света, гармонично соединяя его со всем интерьером в целом.


Кстати, сегодня выкладывание мозаичной картины не обязательно является таким же длительным и трудоемким процессом, как в старину, когда мастер долго и кропотливо подбирал каждую «пластинку» и аккуратно вкладывал ее в изображение. Современные промышленные методы позволяют создавать мозаичные рисунки в заводских условиях. Таким образом, можно воспользоваться готовыми мозаичными «модулями» — фрагментами собранного рисунка, наклеенного на листы плотной бумаги или сетку из полимерных волокон.

Технология работы проста: модуль приклеивается на основание так, чтобы бумага располагалась сверху; после застывания клея бумага смывается водой, а швы затираются. Разумеется, при желании можно приобрести и набор разрозненных «чипсов» и создать из них изображение точно так же, как это делали старые мастера. Более того, некоторые фирмы выполняют нарезку любых мозаичных материалов на заказ, — то есть практически любого размера и формы, необходимых для выполнения конкретного рисунка. Благодаря этому можно создавать уникальные вещи, единственные в своем роде мозаичные картины (рис. 51).

Однако необходимо учитывать, что при кажущейся легкости процесс облицовки мозаикой достаточно сложен и требует от мастера очень высокой квалификации. Это весьма кропотливая работа: нужно добиться идеального совпадения швов, а также того, чтобы расстояние между листами-матрицами было таким же, как и между самими плитками. Все расчеты выполняются с точностью до миллиметра. В качестве клея используется обычно специальная цементно-латексная масса. Ее нанесение тоже требует определенного опыта и специального инструмента. Мастера используют особые зубчатые шпатели, длина зубчиков которых зависит от используемого’материала (для обычной стеклянной мозаики она не должна превышать 3,5 мм, для смальты — 7,5 мм). Это необходимо для того, чтобы при укладке мозаики лишний клей не выступал из швов, а сама мозаика составляла вместе с клеем идеально ровную поверхность. При этом поверхность вовсе не обязательно должна быть плоской — мозаика замечательно украсит любые криволинейные поверхности — например, колонны.


Но и, скажем, пол в гостиной можно сделать неповторимым элементом интерьера, украсив его великолепным панно из смальты — своеобразным мозаичным «ковром». В качестве темы для изображения можно выбрать все что угодно — копию произведения знаменитого художника, строгий геометрический рисунок, абстрактную композицию. Центральную часть «ковра» можно использовать как отдельное панно или в сочетании с фризом (рис. 52).

Мозаикой сегодня модно украшать не только пол или стены, но даже мебель. Западные производители предлагают уникальные модели столиков для гостиной с мозаичной облицовкой (рис. 53).

Сегодня стеклянная мозаика производится во многих странах мира — в Турции, Франции, Италии. Кстати, итальянские производители завоевали настолько высокие позиции в мировом мозаичном производстве, что название одной из итальянских фабрик, «Бизацца», стало зачастую использоваться как имя нарицательное, обозначающее стеклянную мозаику. Такой популярностью промышленники обязаны уникальным технологиям и материалам, которые они используют для создания своей продукции. Например, в качестве исходного сырья для производства стеклянной мозаики итальянские мастера используют только мелкий, абсолютно белый кварцевый песок, который привозят с Южного побережья Франции.


Итак, ассортимент мозаики, которой можно великолепно украсить интерьер, сегодня достаточно широк. Однако, выбрав такое решение, все же желательно принять во внимание советы специалистов относительно марки материала, его цвета и рисунка. А чтобы гарантированно получить качественный результат — обратиться в респектабельную фирму, внимательно изучить каталоги и сделать заказ на выполнение работы.


Может показаться удивительным, но на стекло, как материал для изготовления мебели, специалисты по декоративно-прикладному искусству обратили свое внимание еще около 100 лет назад — на рубеже XIX и XX  веков. Сегодня же стеклянная мебель кажется все более и более привычной, а европейский интерьер XXI  столетия вообще трудно представить без использования изящной стеклянной мебели. Это и барные конструкции, и обеденные столы, и столы для переговоров, журнальные столики в гостиной, консоли, подставки под телевизор и радиоаппаратуру, угловые подставки, комоды, тумбы, цветочницы…

Если, обратить внимание на итоги международных мебельных выставок последних лет, можно отчетливо проследить тенденцию широкого использования стекла в производстве бытовой и офисной мебели. Стеклянную мебель сегодня можно встретить во многих элитных домах Западной Европы: в Италии, Германии, Франции и других странах. Стекло применяется для создания мебели для столовых, гостиных, спален, прихожих, ванных комнат. Возможно, стеклянная мебель становится все более модной не в последнюю очередь благодаря популярному на Западе стилю хай-тек с его минимализмом и четкими линиями, для которого, по мнению дизайнеров, стекло является наиболее актуальным материалом. Однако прозрачные мебельные конструкции вполне могут удачно вписаться и в любой другой стиль. Современные технологии обработки таковы, что позволяют дизайнерам широко экспериментировать со стеклом и создавать разнообразные пластичные композиции, навевающие ассоциации с классическими эпохами барокко, рококо, модерна. Стекло, как натуральный, экологически чистый материал, придает мебели любого стилевого направления изысканность, элегантность и способность «воздушно» существовать в любой среде и обстановке.

За рубежом производство мебели с использованием стекла и металла в качестве основных материалов постоянно развивается. Уже сегодня на европейском рынке мебели, по оценке экспертов, процентное соотношение между стеклянной мебелью и мебелью из традиционных материалов составляет примерно 30 и 70%, и специалисты утверждают, что в дальнейшем спрос на мебель из стекла будет также расти.

Однако среди наших соотечественников мебель из стекла все еще не обрела такой популярности. Эксперты считают, что одной из причин является преобладание на рынке мебели импортного производства — итальянской, немецкой, испанской, зачастую очень дорогой; а вторая причина, по их мнению, заключается в распространенном среди наших соотечественников убеждении о хрупкости стеклянных этажерок и стеллажей.

Однако это заблуждение. Благодаря сочетанию дизайнерской мысли и современным технологиям, стекло сегодня воплощается в удивительно прочных объектах, обладающих, кроме того, качеством, изяществом, красотой и надежностью.

Легко бьется и разлетается на тысячи острых осколков обычное, оконное стекло, которое достаточно тонко -всего 4-6 мм -и не имеет специальной обработки. Однако для производства мебели используется совсем другое стекло. Во-первых, это довольно толстые стеклянные пластины (из них делают дверцы шкафов, столешницы журнальных столиков, полки) — их толщина составляет, как правило, около 10, 15 и 19 мм. А, к примеру, лист размером 1X1 ми толщиной 15 мм способен выдержать нагрузку в 100 кг, благодаря достаточно большому сопротивлению.

Во-вторых, стекло для изготовления мебели проходит специальную обработку и должным образом оформляется. Характер этих процессов зависит от функционального назначения мебели. Так, это может быть закаленное стекло или триплекс, бронированное стекло; стекло с фацетированной кромкой (фигурная обработка края стекла), прозрачное или матовое, с эффектом напыления, узорчатое, украшенное рисунком. Очень модно в последнее время применение так называемой «крэш»-технологии, благодаря которой создается эффект разбитого, треснувшего стекла. Кстати, благодаря фигурной обработке края, придающей стеклянной поверхности (например, столешнице) идеально гладкую и абсолютно безопасную кромку, форма изделия избавляется от жесткой геометрии и зависит исключительно от фантазии дизайнера. Таким образом, стеклянное изделие приобретает самостоятельную эстетическую ценность.

Для широких мебельных поверхностей используют специальное, закаленное стекло, побывавшее в специальной высокотемпературной печи, которое в несколько раз прочнее обычного и способно выдерживать достаточно сильные удары. Если же изделие и разобьется, то не на острые осколки, а на мелкие фрагменты с тупой кромкой. Кроме того, мебельные элементы должным образом обрабатывают, прежде чем подвергать стекло закаливанию, просверливают необходимые отверстия для крепежа, шлифуют края. В результате стеклянная мебель выходит с завода идеально гладкой и абсолютно безопасной. Заботясь о качестве своей продукции, известные мебельные промышленники учитывают абсолютно все, стараясь придать изящество даже крепежу и фурнитуре. Они экспериментируют с пластиком, кованым металлом, плетением из ивы и ротанга, камнем, витыми опорами из более толстого, чем столешница, стекла и получают в результате очень стильную мебель, снабженную изящными петлями, ножками из полимерных материалов (имитирующих древесину), коваными каркасами.

Причем все эти детали крепятся вовсе не грубыми металлическими уголками и шурупами, как соединялись, например, несколько десятилетий назад стекла в магазинных витринах. Сегодня возникли новые технологии соединения стеклянных деталей. Например, очень выигрышно смотрятся склеенные детали — благодаря невидимому крепежу мебель может казаться целиком сделанной из стекла. В качестве клея используется специальный прозрачный полимерный состав, очень прочный и одновременно эластичный.

После того, как склеенные поверхности высушены, прикрепленные детали производят впечатление притянутых сильнейшим магнитом — какие-либо зазоры, подтеки или другие следы полностью отсутствуют. Таким образом собираются и солидные конструкции целиком из стеклянных фрагментов — например, двухметровые стеллажи, — и стеклянная мебель с металлическими деталями. При изготовлении мебели стекло используется и в сочетании с другими материалами: матовым стеклом декорируют изделия, выполненные из древесины, а непрозрачное накладывают или наклеивают на крышки столов, тумб и комодов — такие декоративные и накладные элементы значительно улучшают эстетические свойства мебели.

Кроме того, в Италии, в конце XX века, был открыт способ соединения стеклянных пластин без применения каких-либо дополнительных материалов. Ученые разработали этот метод после того, как провели необычный эксперимент: два листа стекла соединили встык определенным образом, образовав тем самым устойчивую пространственную форму. Самым интересным было то, что после соединения листы на стыке остались прозрачными. Это расширило возможности промышленников, создающих свои модели мебели из литого резаного стекла. Новый способ соединения стекол открыл перед художниками по мебели почти безграничные возможности для воплощения любых фантастических идей.

Наиболее модным направлением за рубежом сейчас является сочетание со стеклом металлических профилей и поверхностей, а также столы и тумбы для радио-и телеаппаратуры из многослойного стекла. Но наиболее высоко котируется в Европе и считается самой престижной «невидимая», абсолютно прозрачная мебель. Это также могут быть и разнообразные столы, и тумбы-подставки, и стеллажи. Устанавливаются они, как правило, в центре помещения.

Итальянские дизайнеры и технологи разработали уникальную технологию, позволяющую получать стекло практически любой толщины и формы. Это позволяет воплощать в действительность многие интересные идеи. Кроме того, специалисты Западной Европы разработали и создали печи особой конструкции, в которых можно изготавливать мебель из плавленого хрустального стекла самых сложных и изысканных форм.

Очень интересны модели мебели, выгнутые на специальном оборудовании из толстого безопасного (закаленного) стекла (рис. 54). Например, оригинальная дизайнерская находка — ширмы из гнутого стекла, матовые или однотонные, с различными вкраплениями — от цветного стекла до драгоценных металлов (золотых вставок), обрамленные лакированным деревом.

В Европе из стекла изготавливают… даже стулья, кресла и диваны.

Стеклянное кресло или диван напоминает застывшую в воздухе медузу и на первый взгляд кажется несуществующим и обманчиво легким. Тем не менее, такое «призрачное» кресло (неслучайно некоторые модели так и называются «ghost», то есть по-русски «призрак») способно выдержать даже очень тучную персону.

А в модели кресла-шезлонга стекло может успешно сочетаться и с другими материалами: например, со стеганой кожей белого и черного цветов. Модель представляет собой две прозрачные панели, между которыми натянут своего рода кожаный «гамак». Кроме того, прозрачное стекло успешно сочетается с цветными элементами, а стеклянные основы — с металлом.

Стеклянные элементы часто присутствуют и в мебели для прихожих, обычно в сочетании с металлом: это стеклянные подзеркальные полки или филенки дверец в шкафах-купе. Стеклянные или зеркальные филенки изготавливаются из закаленного стекла и даже укрепляются специальной защитной пленкой, благодаря которой такое стекло разбивается только при прямом сильном ударе; однако и тогда осколки достаточно безопасны (могут лишь поцарапать), к тому же пленка не позволяет им рассыпаться.

Стекло успешно применяется при изготовлении мебели для ванных комнат — например, это столешницы или держатели для полотенец. Добавить модный штрих ванной комнате поможет стеклянный держатель для полотенец «в пару» стеклянной полочке над умывальником.

За рубежом стекло используется даже для создания полных мебельных комплектов для ванных. Так, один известный европейские дизайнер создал из белого стекла специальный набор мебели для ванной, который состоит из такого множества предметов, что им без труда можно обставить даже самую просторную «водную обитель». Все предметы отличаются предельно строгим силуэтом. В коллекцию входят и очень оригинальные элементы — например, трехстворчатая зеркальная ширма и авторская сантехника. Среди мебели для ванных комнат можно выделить изделия немецких производителей, предлагающих обстановку для малогабаритных помещений: небольшие шкафчики под раковину со стеклянными дверцами, разные варианты изящных навесных зеркальных шкафчиков, а также довольно оригинальные модели — например, умывальники, встроенные в прозрачное стекло.

Существуют и уникальные изделия для ванной, выполненные из стекла ручной работы, как, например, мебель для ванных испанских производителей из цветного стекла.

Для изготовления такой мебели используется особенная технология: мелкие детали нарезаются вручную, впаиваются в основу, а затем более суток проходят закаливание в специальных печах. Поскольку количество производимых в день комплектов ограничивается буквально несколькими, можно утверждать, что это действительно эксклюзивные вещи. Такая мебель выполняется чаще всего на заказ, поэтому она может иметь практически любой цвет и размер.

Эксклюзивные разработки мебели для ванных предлагают и другие испанские производители. Например, очень эффектна модель, между двумя гладкими стеклянными поверхностями которой располагается слой «битого» стекла (технология «крэш»). Для изготовления таких предметов используется молочно-белое, темно-синее и прозрачное стекло. Интересно, что раковины в таких комплектах выполнены практически плоскими. Создатели утверждают, что благодаря точному расчету форм, вода не разбрызгивается, а стекает каскадом.

Разумеется, качество фирменного стекла высочайшее: оно не менее прочно, чем керамика, а благодаря неровной фактуре не только стильно выглядит, но и облегчает повседневную уборку, поскольку на его поверхности незаметны ни разводы от воды, ни отпечатки пальцев. Однако производители не рекомендуют использовать при уборке абразивные вещества и мыть гарнитур для ванной препаратами, содержащими растворитель, а также предупреждают о том, что попадание на панели концентрированных косметических средств (например, жидкости для снятия лака или краски для волос) может привести к их деформации или изменению цвета.

Кроме того, на стеклянные столешницы крайне нежелательно ронять твердые предметы.

Случайно упавший на изящную стеклянную поверхность большой флакон духов может создать на ее поверхности некрасивую трещину или скол.

Дизайнеры утверждают, что стеклянная мебель, благодаря своей «невидимости», идеально подходит для помещений даже самых скромных размеров, и с улыбкой добавляют, что не стоит опасаться «потерять» ее в квартире. Даже абсолютно прозрачное стекло, будь то столешница обеденного стола или шкаф-витрина, только добавит интерьеру очарования и элегантности.

При умелом дизайнерском решении стеклянная мебель будет великолепно гармонировать с другими деталями обстановки, а комната с такой мебелью — выглядеть просторнее, чем с такой же по размеру мебелью, но выполненной из дерева. Кроме того, стеклянная мебель хорошо сочетается и с предметами обстановки, выполненными из «традиционных» материалов. Например, как показано на рис. 55: гармония достигается тем, что модная «угловатость» в линиях стола повторяется. Где расположить стеклянную мебель — разумеется, дело вкуса. Современный модельный ряд необычайно широк, и можно подобрать стеклянный комплект мебели для украшения интерьера практически любого помещения — ванной, кухни, гостиной, кабинета (рис. 56-58).

Великолепно смотрится модель стеклянного стола, выполненная из прозрачного стекла в комбинации с цветным. Западные дизайнеры придумали «решить» один из своих стеклянных столиков так, чтобы он вызывал ассоциацию с часовым механизмом: верхняя столешница сделана совершенно прозрачной, а нижняя состоит из соединенных друг с другом стеклянных «шестеренок» (рис. 59). Одна из них из цветного, другая — из прозрачного стекла. Глядя на них, невольно задумываешься о быстротечности времени, словно ускорившем свой бег в третьем тысячелетии.

Красивые встроенные стеллажи со стеклянными полками, шкафы-купе с раздвижными стеклянными дверями, стеклянный рабочий стол в кабинете способны подчеркнуть четкую, прозрачную и самодостаточную организацию пространства. А если, к примеру, установить на границе кухни и гостиной стеклянный обеденный стол, он не только разнообразит интерьер, но и сделает рабочую кухонную зону более праздничной. Символическая граница между кухней и столовой может быть обозначена барной стойкой, и этот элемент интерьера также может быть выполнен из стекла (рис. 60).














Кстати, стеклянный стол способен создать очень интересный эффект: во-первых, сервировка как бы «парит» в воздухе, а во-вторых — ничто не препятствует восхищенным гостям рассматривать великолепный ковер, изысканный рисунок дорогого паркета или основание самого прозрачного столика. Западные производители предлагают богатый ассортимент небольших кофейных столиков для гостиных, со стеклянными столешницами и художественно выполненными основаниями в виде фигур диковинных существ, птиц и животных.

Кроме того, современные стеклянные столы обладают всеми качествами, присущими традиционным деревянным столам: позволяют регулировать ширину, могут раскладываться с помощью стеклянных или деревянных вставок и боковых дополнений, складываться, наращиваться по высоте, снабжаться колесиками, кстати, тоже стеклянными (рис. 61).

Например, западноевропейские дизайнеры не так давно разработали интересную модель стеклянного стола, в которой легкое вращение рычага заставляет столешницу разъехаться, разворачивает на 90 градусов нижнюю вставную панель и поднимает ее наверх, а потом автоматически фиксирует по бокам.

Прозрачные столешницы отлично сочетаются с причудливо выгнутыми стеклянными ножками (рис. 62).

В конструкции стола стекло может прекрасно сочетаться с деревом. Уютная модель журнального столика для гостиной имеет прозрачную столешницу, но нижняя панель выполнена из дерева. Прозрачное стекло добавляет удобства — можно без труда выбрать нужный журнал из хранящихся на нижней «полке» (рис. 63).




Интересна модель стола-тумбы с деревянной столешницей, но с дополнительной стеклянной «тумбочкой» под ней. Стеклянные стенки тумбочки, украшенные рисунком, добавляют столу изящества и элегантности и позволяют без труда разглядеть содержимое (рис. 64).

Стекло не перестает вдохновлять и авангардных дизайнеров, которые часто приглашают к сотрудничеству мастеров из мира мебели и мира моды, создавая с их помощью высококачественные, эксклюзивные вещи — как, например, эти модели, где стекло удачно сочетается с металлом (рис. 65).

В некоторых коллекциях стекло комбинируют с кожей — например, очень эффектно выглядит модель стола, ножки которого «обуты» в кожаные чулочки на молнии.




Стол может быть изготовлен и из цельного гнутого стекла. Это возможно благодаря уникальной технологии, позволяющей привести отшлифованный и вырезанный по лекалу лист хрусталя в некое среднее состояние между жидким и твердым материалом и потом уже придать ему любую форму. Так создаются уникальные модели — например, на международных выставках экспонировался стол со «скатертью», полностью выполненный из стекла.

Стекло сегодня присутствует даже в мебельных наборах для спален. Акцент в таких комплектах сделан на сочетание металлического каркаса кровати и застекленного фасада шкафов. Кстати, шкафы с дверцами из матового, зеркального или прозрачного стекла, оборудованные подсветкой, которая создает впечатление, прочно вошли в моду (рис. 66). Причем стекло, используемое для изготовления такой мебели, часто имеет не ровную, а волнообразную поверхность, может быть цветным или с геометрическим узором. Очень модно посеребренное стекло, имеющее металлический отлив. Интересно, что некоторые создатели оригинальных моделей прозрачных шкафов для одежды считают, что такой дизайн не только создает имидж современности и новизны, но имеет и воспитательную роль, приучает к аккуратности — ведь если беспорядок в шкафу постоянно оказывается «на виду», это не всегда приятно.






Конечно, вполне может оказаться, что стеклянные детали в спальне, в силу существующего стереотипа о хрупкости стекла и субъективного ощущения «холодности» этого материала, покажутся не такими уместными, как, например, деревянная мебель. Зато в других помещениях стеклянная мебель может оказаться весьма и весьма кстати.

Ухаживать за стеклянной мебелью не сложнее, чем за обычной. Мебельные поверхности, выполненные из закаленного стекла, обрабатываются специальным полимерным покрытием, оттаткивающим пыль и влагу. Следы от пальцев на такой мебели практически незаметны.

См.также:

Очарование зеркал
По мнению ученых, первыми зеркалами, с которыми познакомился человек, были отполированные бронзовые и обсидиановые пластинки. Стеклянные зеркала возникли лишь в XIII веке в Голландии, а затем во Фландрии. В 1373 году в немецком городе мастеров Нюрнберге появился первый зеркальный цех…

Гармония стекла и света

Многие ведущие дизайнеры (как западные, так и отечественные) считают стекло практически идеальным материалом для изготовления светильников, несмотря на то, что долгое время стекло присутствовало в них в основном как декоративный элемент: например, на медном каркасе люстры закреплялся хрустальный убор в виде бесцветных или розовато-лиловых граненых подвесок… Главная страница сайта | Главная страница раздела