Эргономика и цветовые решения

Любой цвет выразителен сам по себе. Однако оказывается, что цвет может быть не только красив, но и обладать и лечебными свойствами, а его отсутствие — губительно сказываться на здоровье человека. Цвет — это жизнь. Сегодня многие ученые признают тот факт, что яркие краски мира абсолютно необходимы человеку для здорового существования. Они могут придать новые жизненные силы, энергию и творческие ресурсы. Недостаток ярких цветов, усиленный городским смогом мегаполисов, климат которых оставляет желать лучшего — серое безнадежное небо, нецветная слякоть, отсутствие зелени, — приводит к появлению так называемого «цветового голода». Это не болезнь, но «цветовой голод», как и дефицит любых других сенсорных ощущений, весьма опасен, ибо оказывается причиной огромного количества заболеваний: и нервно-психических (хронической усталости, апатии, бессонницы), и органических. Ведь депрессивные состояния обязательно ведут к нарушению работы различных органов.

Человеческому организму для нормального функционирования необходимо, чтобы около 80 процентов всей поступающей в мозг информации приходилось на цветовое зрение. Целая треть объема «серого» вещества отвечает за то, чтобы «переварить» ворох оттенков, видимых глазом. В мозге даже есть специальный участок, отвечающий за расшифровку только цветовой информации.

Влияние цвета на здоровье человека было хорошо известно врачам древности, которые постоянно его использовали. Например, древние египтяне помещали цветные камни в сосуд с водой или соком, чтобы насытить жидкость энергией какого-либо цвета, и давали пить больному для поднятия жизненного тонуса и исцеления от недугов. Римляне всегда использовали красные («активные») повязки, чтобы останавливать кровь. Греки, индийцы, китайцы разработали сложнейшие методики оздоровления с помощью цвета и света.

Вместе с тем, люди пытались на протяжении тысячелетий найти ответ на вопрос, почему воздействие цвета так важно для человека. Известный немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете разработал теорию гармонии цвета, которая актуальна до сих пор и стала основой для бесчисленных научных разработок, в том числе и в области медицины.

Научно обоснованные цветотерапевтические методики стали появляться лишь в начале XX века. В 1903 году доктор Финсен даже получил Нобелевскую премию за разработки в этой области. В основном эти методики использовали только два цвета — синий и красный. А в 1954 году ученый-анатом Бехер доказал то, что Гете чувствовал интуитивно: между глазом и вегетативной нервной системой действительно существует прямая связь. Вегетативная нервная система, функционирующая независимо от нашей воли, взаимосвязана с психикой и обменной системой. Вот и ответ на вопрос, почему то, что видит глаз, оказывает воздействие на весь организм.

Сегодня многие ученые убеждены в том, что созерцание того или иного цвета на физиологическом уровне оказывает влияние на людей. Американские исследователи провели эксперимент: участвующие в нем студенты разных рас несколько минут смотрели на оранжево-красный цвет. В результате вегетативные функции испытуемых (давление, пульс, частота дыхания) повышались. Когда же участникам эксперимента показывали темно-синий цвет, их нервная система реагировала обратным образом: пульс успокаивался, давление падало, дыхание замедлялось.

В настоящее время созданы даже специальные приборы для лечения цветом, например, широко популярный на Западе «аппарат Манделя», названный по имени своего изобретателя, швейцарского инженера Петера Манделя. Внешне прибор похож на ручной фонарик с сильно «утопленной» внутрь лампочкой. В отверстие, расположенное перед этой лампочкой, вставляют круглый стеклянный стержень, торцы которого окрашены в какой-нибудь цвет. (В стандартной комплектации есть стержни со всеми цветами спектра.) Цветной луч, исходящий от прозрачного стержня, направляют на акупунктур-ную точку, отвечающую за тот или иной орган.

Принцип действия аппарата основан на том, что поскольку разные цвета — это волны разной частоты, то они могут влиять на человеческую ауру, то есть создавать баланс в «энергетическом теле» человека. Кстати, аура человека перестала быть для скептиков мистикой с тех пор, как немецкий биофизик Фриц Альберт Попп обнаружил, что каждая клетка живого организма излучает «биофотоны» — электромагнитные волны.

Учитывая целебное действие цвета, дизайнеры сегодня активно используют различные цветовые сочетания, и в том числе окрашенный свет, в оформлении интерьеров. Здесь, как нигде, необходим профессиональный подход.

В современном интерьере, где стилевое единство зачастую умышленно игнорируется, цвет становится ведущим началом, он как бы объединяет все элементы обстановки. Большую роль доминирующий в интерьере цвет и цветовые сочетания играют и в создании определенного настроения: ритмизируют пространство, подчеркивают архитектурное решение или, напротив, уничтожают его, создавая некую атмосферу в гамме модных цветов. Цвет является важным фактором, влияющим на здоровье и работоспособность человека, — более того, даже на его отношения с окружающими людьми. Иногда предметами интерьера можно даже нейтрализовать влияние неудачно подобранного цвета обоев: например, красный цвет может вызывать головную боль, а включение в помещение зеленого пятна — смягчит это влияние. Белый цвет иногда вызывает чувство разочарования, но добавление желтого может поспособствовать концентрации внимания и эффективному поиску верных решений. Белый цвет уместен практически в любом интерьере, поскольку он словно уравновешивает все вокруг.

В предлагаемой сегодня палитре присутствуют все основные цвета спектра, живые и выразительные, но в то же время достаточно сложные.

В последнее время все больше внимание обращается на то, что понятие цвета может быть применено и к искусственному свету. Его оттенки зависят от характера источника света. С точки зрения цвета свет можно разделить на «теплый» и «холодный». Эти свойства определяются выбором цветофильтра, установленного в осветительный прибор, а также видом отражающих поверхностей. Фактурные виды отделки стен, тканевые обои делают направленный свет диффузным, то есть мягким. В некоторых типах осветительных приборов предусмотрены системы отражателей, цвет и поверхность которых тоже сильно влияют на получаемый в итоге свет. Мягкий эффект уютного оранжевого абажура, например, достигается использованием медной или анодированной желтой поверхности.

На протяжении десятилетий господствующим освещением в городских квартирах было одноцветное освещение, однако сегодня традиционный желтоватый свет ламп накаливания повсеместно сменяют разноцветные сочетания света, которые эффектно подчеркивают архитектурные формы и главные элементы композиции — использование разноспектральных источников света превращается в дополнительное средство художественной выразительности.

Выбирая модные ныне цветные светильники, необходимо, одновременно учитывая цветовое решение интерьера — колорит стен, мягкой мебели, ковров и гардин, — помнить, что любое искусственное освещение сильно изменяет цвет. В связи с этим опытные дизайнеры рекомендуют перед покупкой любого «цветного» элемента для будущего интерьера (тканей, красок, обоев, ковровых покрытий, мебели) «испытать» его образец не только при естественном свете в магазине, но и при освещении, которое будет установлено в квартире. Иначе, например, красивый голубой ковер и ансамбль голубоватой мебели и аксессуаров могут потерять все свое очарование в комнате с «теплым» освещением, поскольку благодаря ему приобретут невыразительный серый оттенок. Существуют специальные колористические таблицы, показывающие, как «теплый» и «холодный» искусственный свет влияет на мутации цветовой гаммы. Например, пастельный оттенок желтого (при дневном свете) становится ярче при «теплом» освещении и очень слабым и сероватым при «холодном».

По классическим законам композиции яркоокрашен-ное световое пятно должно быть в интерьере лишь одно. Важное значение имеет и конкретный цвет, так как не все цвета можно использовать в той или иной функциональной зоне жилища, поскольку в зависимости от цвета окрашенный световой поток оказывает на человека определенное психологическое воздействие. Всевозможные тона и их сочетания неодинаково влияют на психику и настроение человека. В свою очередь, люди с различным темпераментом и наклонностями предпочитают те или иные оттенки. А на основе ассоциаций, связанных с влиянием того или иного цвета на психику человека, психологи строят целые теории.

Например, ученые выяснили, что красный цвет возбуждает и может даже вызвать тревогу и агрессию. Вообще, с красным цветом дизайнеры рекомендуют обращаться очень осторожно, поскольку это энергетически сильный, возбуждающий цвет. Предметы интерьера такого цвета весьма эффектны: экзотично и несколько театрально смотрятся, например, ярко-красный бархат и шелк. Более мягкие оттенки красного — розовый, коралловый — гораздо тоньше, изысканнее и действуют успокаивающе. Насыщенный, чистый красный подавляет другие цвета интерьера, если им покрыты большие плоскости, но в виде отдельных цветовых пятен — например, в драпировках или других элементах интерьера — поднимает настроение, дает заряд бодрости.

Поэтому в оформлении интерьера, скажем, гостиной красным цветовым пятном желательно выделять лишь одну-две детали.

Красный цвет может рождать не только позитивные, но и негативные эмоции. Он издавна считается цветом вызова, цветом борьбы, в одних культурах это — символ жизни и любви, в других — опасности. Достаточно вспомнить «пурпур и багрянец» тканей, которые в старину у многих народов сопровождали торжественные, вызывающие чувство страха и трепета культовые церемонии и магические обряды.

Некоторым людям красный и бордовый могут показаться излишне тяжелыми и вызвать беспокойство от длительного созерцания, а коричневые и фиолетовые оттенки — даже вызвать депрессию. Яркий и темный красный может создать напряженную атмосферу в помещении, а светло-красный, например, — поднять настроение и мобилизовать.

Красный цвет делает объект визуально ближе, поэтому комната с красными стенами выглядит меньше. Красный лучше всего сочетается с ближайшими соседями с желтой стороны, поскольку они делят с ним его силу воздействия. Сочетание красного цвета с сочными оттенками старинного золота создадут эффектный контраст.

Кстати, во Франции, где считается, что золотой цвет приносит в дом богатство и удачу, во многих интерьерах парижских домов можно встретить тяжелые, плотные ткани «под бархат и велюр» темных тонов, декорированные золотом, со всевозможными кистями, подхватами и ламбрекенами.

Светильники приятных красноватых тонов могут хорошо подойти для прихожей и гостиной. Если они дают мягкий и не слишком насыщенный свет, то это будет способствовать хорошему настроению, мобилизации сил и внимания. Коричнево-красный цвет успокаивает, вызывает ощущение умиротворенности. С помощью красного света можно создать эротизирующее освещение.

Желтый — традиционно цвет силы, радости, солнечной энергии. Гете так писал о желтом свете: «…согревающий эффект лучше всего ощущается, когда смотришь на природу через желтое стекло, особенно в серый зимний день». Действительно, желтый — словно компенсирует отсутствие естественного солнечного освещения и поэтому незаменим в условиях серого, пасмурного климата. Портьеры желтых тонов как бы сами излучают свет, они могут изменить всю атмосферу помещения, придавая ему особую, теплую ауру. Желтый свет может быть блеклым, как песок тончайших кремовых оттенков, а может быть ярким, солнечным и тоже иметь всевозможные цветовые нюансы. Сочный желтовато-кремовый цвет, очень распространенный в Англии в эпоху короля Эдуарда, придает интерьеру несколько ностальгическое настроение. Бодрый ярко-желтый особенно хорош в гостиной. Небольшие пятна холодного голубовато-серого или серовато-зеленого — прекрасные дополнительные цвета к ярко-желтому, а металлический, серебристо-серый придает ему очень современное звучание. Сочетание зеленых и желтых тонов привнесет в интерьер бодрый дух загородного дома. Однако в чистом виде желтый чересчур навязчив, неглубок и не дает необходимого ощущения наполненности, а интенсивное излучение желтого может быть весьма назойливым, иногда даже невыносимым. Но в грамотном сочетании с другими цветами (например, с зеленым), желтый цвет вызывает чувства тепла, гармонии, света и радости, а вместе с дополнительным — фиолетовым или с оттенками синего — получается очень ярким и сочным.

Теплый оранжевый цвет, как и оранжевое освещение, хорошо стимулирует аппетит, и поэтому его можно успешно использовать в столовой. Для интерьера столовой подойдет и желтый цвет: он улучшает пищеварение и стимулирует желудок, производит впечатление тепла и уюта, помогает концентрировать внимание и визуально увеличивает пространство. Вообще, в столовой неуместны «кричащие» или особенно резко контрастирующие друг с другом цвета. Гармоничнее всего выглядят спокойные, сдержанные светлые оттенки, преобладающие и в оформлении стен и потолка, и в мебели, и в посуде. Считается, что оранжевый колорит интерьера способствует уравновешенности и общительности, смягчает агрессивность, но некоторых людей слишком большое количество оранжевого цвета может и раздражать.

Зеленый — цвет возрождения, умиротворения, гармонии. Он успокаивает и располагает к общению. Зеленое освещение практически универсально, к тому же воздействие зеленым светом время от времени очень рекомендуется при любых хронических болезнях. Использование в гостиной бра и торшеров с источниками зеленого цвета или с абажурами зеленых оттенков может создать дружественную, уютную атмосферу. Вообще, для оформления гостиных зеленый в любых его модуляциях (от салатового до темно-болотного) подходит почти идеально. Интерьер, решенный в светло-зеленых тонах, способствует сосредоточенности и плодотворной работе. Однако создать гармонию в сочетании оттенков зеленого с другими цветами на самом деле не так-то просто. Можно сочетать зеленый с нейтральным, если необходимо получить спокойную гамму, или с желто-зеленым и желтым, если больше привлекает яркий, современный колорит. Сочетание зеленого и желтого (бриллиантовая зелень) стимулирует мыслительную деятельность, укрепляет нервную систему, способствует релаксации. Гете писал о нем так: «Если смешать желтый с синим, то получится цвет, который мы называем зеленым. Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. Если оба исходных цвета смешать в равных пропорциях…, то глаз и душа отдыхают на этой смеси как на чем-то простом. Не хочется и нельзя двигаться дальше.» (Гете, «Учение о цветах»).

Существует целая гамма оттенков зеленого: цвет листвы, сине-зеленый цвет, вызывающий ассоциации с океаном, сочные блики зеленоватого незрелого лимона, изумрудный. До недавнего времени в оформлении интерьера

использовались только бледные тона зеленого, но в последнее десятилетие дизайнеры все решительнее предлагают использовать яркие оттенки, такие как яркий ли-монно-зеленый цвет. Однако «экстремальные», «ядовитые» оттенки зеленого небезопасны, поскольку быстро утомляют зрение.

Синий цвет очень красив, но вместе с тем «коварен». Интерьер, решенный в оттенках синего, вызывает ассоциацию с покоем, но для светового потока этот свет подходит плохо. Не стоит устанавливать синее освещение, например, в столовой: такой свет негативно «контактирует» с пищей, делая ее внешне неаппетитной. Синее освещение, особенно его глубокие тона, не подходит и для гостиной, его нельзя использовать для подсветки зеркала в прихожей, поскольку в этой составляющей света крайне невыигрышно смотрятся лица. Но в небольших количествах светло-синий очарователен, а оттенки голубого просто восхитительны: внимательно созерцая голубой свет, можно легко ощутить, как возникает приятное состояние расслабления, умиротворения, — достаточно вспомнить, как чудесно наблюдать чистое голубое небо. Потолок, подцвеченный голубым светом, зрительно «приподнимает» стены, создает ощущение простора. Синий цвет очень многогранен и имеет широкий диапазон оттенков — от холодного бирюзового, тяготеющего к зеленому, до теплого розовато-лилового, и у каждого из них свое особое настроение.

Темно-синяя окраска стен, мебели или предметов декора способна оказать благотворное влияние на людей, нуждающихся в покое, разрядке и отдыхе, склонных к возбуждению и легко раздражающихся. Однако переизбыток насыщенного синего дает ощущение сильного холода, поэтому следует разбавлять его теплыми цветами или выбирать менее насыщенные оттенки — голубой, небесный. Яркая средиземноморская небесная лазурь создаст ощущение апофеоза юности, свободы, радости, а серовато-синий цвет, напоминающий пасмурное шведское небо, поспособствует созданию несколько меланхоличного настроения. Глубокий синий бархат или полосатый шелк придадут комнате элегантный вид, а замечательная клетчатая домотканая материя сразу же привнесет элемент стиля кантри.

Гармонично смотрятся сочетания синего с дополнительным к нему оранжевым цветом, а также сочетания синего с зеленым и фиолетовым. Классическое цветовое сочетание — синий и белый — часто ассоциируется с загородными домиками и комнатами с видом на море. Синий поглощает свет и создает ощущение удаленности. В прошлом считалось, что он изгоняет злое начало.

Фиолетовый цвет считается цветом творчества. Глубокий фиолетовый цвет сам по себе очень красив и необычен. Считается, что фиолетовый цвет влияет на подсознание, поэтому часто используется при медитациях.

Однако все вышеизложенное не означает, что следует остановиться на каком-то одном цветовом решении интерьера гостиной, прихожей или столовой. Можно использовать несколько разных цветов и оттенков, но один из них должен превалировать и определять общее настроение. Самое главное — самочувствие, состояние человека, на которое накладывается восприятие того или иного цвета.

Подробнее о цветах читайте на сайте www.colorhome.ru

См.также:

Напольные покрытия
Как правило, самой большой нагрузке подвергается пол в прихожей. Это та зона квартиры, через которую ходят больше всего, причем часто — в обуви с грубой подошвой, и к тому же здесь оседает вся грязь, приносимая с улицы. Значит, пол в прихожей должен быть достаточно прочным, устойчивым к повреждениям и лег-комоющимся… Главная страница сайта | Главная страница раздела