Отделка

Под отделкой мебели понимают обработку ее поверхности, улучшающую внешний вид изделий и защищающую их от воздействия окружающей среды. При отделке поверхности покрывают жидкими отделочными материалами, облицовывают, украшают резьбой, мозаикой, накладным декором.

В зависимости от применения отделочных материалов, техники их нанесения и обработки ручными инструментами отделка бывает:

— прозрачная, сохраняющая текстуру древесины;

— непрозрачная, закрывающая текстуру и цвет древесины;

— имитационная;

— специальная художественная.

Прозрачная отделка. При отделке ручными инструментами прозрачное покрытие на поверхность древесины наносят жидкими (лаки, политуры) отделочными материалами.

Простейший вид прозрачного покрытия — тонкий слой лака, нанесенного на древесину. При этом древесина впитывает в себя часть лака, а часть остается на поверхности в виде прозрачной тонкой пленки. Древесина впитывает лак неравномерно: рыхлые слои — больше, плотные — меньше. Если после высыхания первого слоя лака нанести второй, то он не будет впитываться древесиной или будет впитываться незначительно. Нанесением двух-трех слоев лака получают отделанную лаком поверхность с открытыми порами. Так, например, при ручной отделке создают защитные покрытия древесины нитролаками без применения специальных грунтовок.

Нанесением большого количества слоев лака и втиранием лака в поры древесины можно получить на поверхности древесины лаковые покрытия с закрытыми порами. Например, при ручной отделке нитролаками применяют растирание (разравнивание) лаковой пленки специальными жидкостями. При разравнивании лаковой пленки тампоном, смоченным разравнивающей жидкостью, происходит заполнение пор.

Процесс прозрачной отделки жидкими отделочными материалами включает: подготовку поверхности к отделке, нанесение и сушку отделочного материала, облагораживание покрытий.

Подготовка поверхности к отделке. Жидкими прозрачными лакокрасочными материалами отделывают поверхности, облицованные шпоном, и из массива древесины.

Поверхность, облицованную шпоном, строгают циклей и шлифуют. Перед циклеванием с поверхности снимают клеевую ленту и срезают стамеской свесы шпона, выступающие за кромки основы. Клеевую ленту снимают циклей, предварительно смочив ленту. После циклования поверхность шлифуют.

Шлифование древесины выполняют абразивными зернами шлифовальной шкурки (шлифовального инструмента). Шлифовальная шкурка представляет собой гибкую бумажную или тканевую основу, на которой с помощью клеящего вещества (связующего) закреплены абразивные зерна-резцы.

Зерно имеет грани и кромки, число и расположение которых произвольно, с различной степенью плотности. Промежутки между зернами необходимы для размещения стружки (древесной пыли) при шлифовании. По мере работы зерна-резцы шлифовальной шкурки затупляются и заменяются другими резцами, лежащими ниже.

Ручное шлифование выполняют с помощью колодок. Колодки изготавливают из пробкового дерева или куска древесины, на одну сторону которого наклеивают эластичную подошву из пробкового дерева или войлока.

При шлифовании колодку, обернутую куском шлифовальной шкурки, кладут зерном на обрабатываемую поверхность заготовки и перемещением колодки со шкуркой срезают зернами стружку, транспортируя ее на всем пути резания. В начале шлифования стружка срезается более высокими зернами, а после их удаления (замены) начинают работать более низкие, отчего качество поверхности шлифования улучшается. Поверхность шлифуют вдоль волокон древесины. При шлифовании поперек волокон на поверхности образуются царапины, ухудшающие качество обрабатываемой поверхности.

Поверхности шлифуют шкурками различной зернистости: сначала зернистостью 32 — 1 6 и более, благодаря чему быстро уничтожаются следы предыдущей обработки, затем применяют более мелкие шкурки зернистостью 8—5.

При шлифовании качество получаемой поверхности зависит не только от номера зернистости шкурки, но и от давления шкурки на шлифуемую поверхность, а также от твердости древесины. Шероховатость поверхности уменьшается со снижением давления, однако одновременно падает производительность шлифования. Поэтому при первом шлифовании крупнозернистыми шкурками применяют значительное давление, увеличивая производительность шлифования. По мере уменьшения номеров шкурок давление снижают для получения поверхности с меньшей шероховатостью.

При равных условиях шлифования шероховатость поверхности твердой древесины получается меньше, чем мягкой.

Подготовленная циклованием поверхность имеет ворс в виде приглаженных и непри-глаженных волокон древесины. При шлифовании часть ворса срезается зернами шкурки, часть вновь приглаживается к поверхности.

Чтобы при шлифовании ворс не приглаживался, а срезался зернами шкурки, можно придать ворсу жесткость. Для этого поверхность увлажняют 3—5%-ным раствором глютинового клея в теплой воде. При отделке поверхности под натуральный цвет дерева для увлажнения можно применять жидкие растворы нитролака.

Подготовленная под прозрачную отделку поверхность должна быть гладкой и ровной. Небольшие трещины в шпоне заделывают шпатлевкой, подобранной под цвет отделываемой поверхности. Обычно шпатлевку изготавливают из древесной пыли, смешанной с клеем. Чтобы придать шпатлевке требуемый цвет, ее подкрашивают.

Шпатлюют поверхность перед шлифованием.

Если при отделке необходимо изменить цвет древесины, то поверхность после шлифования отбеливают или окрашивают.

Назначение отбеливания — искусственное изменение цвета древесины с целью осветления и получения равномерного цвета отделываемой поверхности путем воздействия на нее отбеливающих составов.

ветления и получения равномерного цвета отделываемой поверхности путем воздействия на нее отбеливающих составов. Осветление светлых пород древесины, например березы, клена, ясеня, позволяет расширить цветовую гамму отделки мебели. Для осветления применяют 20%-ную перекись водорода или комбинированные составы, изготавливаемые по следующей рецептуре:

1-й состав 2-й состав
Перекись водорода 20%-ная 100 100
Жидкое стекло 10—50
Аммиачная вода 20%-ная 10

Перед осветлением комбинированным составом поверхность древесины предварительно обрабатывают 40—42%-ным раствором едкого натра (каустической соды), промывают водой, затем обрабатывают 2—4%-ным раствором щавелевой или уксусной кислоты и снова промывают водой.

Окрашивают древесину для придания ей нового цвета или при имитации цвета малоценных пород древесины под цвет древесины ценных пород, сохраняя при этом ее текстуру. Для окрашивания применяют водорастворимые анилиновые и протравные красители.

Водные растворы анилиновых красителей окрашивают поверхность древесины в цвет красящего раствора. Действие протравных красителей основано на окрашивании древесины в результате химического взаимодействия красителей с дубильными веществами. В качестве протравных красителей применяют 1 —5%-ные растворы железного и медного купороса, двухромовокислого калия (хромпика) и их смеси. Протравные красители растворяют в подогретой до 60—70°С воде.

При крашении вручную анилиновыми красителями поверхность обильно смачивают раствором красителя, пользуясь тампоном или поролоновой губкой, затем насухо протирают сухим тампоном вдоль волокон древесины. При крашении протравными красителями после нанесения раствора красителя на окрашиваемую поверхность делают небольшую выдержку, чтобы краситель вступил в химическую реакцию с дубильными веществами.

После окрашивания на поверхности может подняться ворс. Поэтому после высыхания поверхность протирают вдоль волокон древесины жесткой тканью или мягкой стружкой, чтобы пригладить ворс и одновременно удалить излишки красителя.

Поверхность из массива древесины твердых лиственных и хвойных пород сначала обрабатывают стругами с двойным ножом. При обработке стругами с одиночным ножом и на электрорубанках глубина выколов и вырывов h, (см. рис. 1 9 г) может быть значительна и привести к браку детали.

После обработки стругами детали из древесины твердых лиственных пород подготавливают по технологии подготовки поверхностей, облицованных шпоном: циклюют и шлифуют.

Поверхности древесины хвойных пород шлифуют шкурками. Шлифование начинают шкурками зернистостью 40—32, затем применяют более мелкие шкурки. После трех-четырехразового шлифования обработку заканчивают шкурками зернистостью 8—5. В промежутках между шлифованием шкурками различной зернистости поверхность увлажняют для поднятия ворса.

Процесс шлифования значительно ускоряется при использовании ручных шлифовальных машин.

Применяют ручные электрические шлифовальные машины со шлифовальным диском, прямоугольной площадкой и непрерывной лентой. Шлифовальные машины со шлифовальным диском (рис. 53 а) применяют для шлифования плоских поверхностей рамок, плит и кромок, расположенных под углом до 45° к пласти. Диаметр диска 1 20 мм, частота вращения от 2000 до 3000 об/мин. Шлифование выполняют лобовой поверхностью диска, на которой закреплена шкурка. Недостаток дисковых машин — неодинаковая скорость шлифования — от нулевой в центре до максимальной у кромки, а также дугообразный характер оставляемых абразивными зернами шкурки рисок. Вследствие высокой скорости шлифования у кромки диска малейший его перекос вызывает на поверхности дугообразное углубление, которое не всегда устранимо.

Этого недостатка не имеют шлифовальные машины с прямоугольной площадкой (рис. 53 б) и непрерывной шлифовальной лентой (рис. 53 в). При работе прямоугольная площадка совершает возвратно-поступательные прямолинейные или вибрационные эллипсоидные движения. Величина хода площадки 5—1 0 мм, число ходов до 5000 в минуту. Размеры площадок 50—85 х 1 00—200 мм. Площадь прижима непрерывной шлифовальной ленты к шлифуемой поверхности 165×1 00 мм.

Электрические шлифовальные машины имеют электродвигатели мощностью от 1 00 до 500 Вт и корпус массой 2,5—6 кг для гашения вибрации, создаваемой рабочими органами при шлифовании.

После шлифования ручными шлифовальными машинами поверхность дополнительно шлифуют вручную два раза для снятия рисок, оставленных зернами шкурки.

Для придания поверхности из древесины хвойных пород более светлого тона, улучшения адгезии (прилипания) лакокрасочных материалов ее можно частично обессмолить.

Для обессмоливания применяют 25%-ный водный раствор ацетона, 5—6%-ный водный раствор кальцинированной соды или смесь этих растворов в отношении 1:4. Обес-смоливающие составы в подогретом виде наносят щеткой на поверхность и после растворения смолы смывают теплой водой или слабым раствором кальцинированной соды.

Поверхность из массива древесины лиственных пород может быть окрашена водорастворимыми красителями. При окрашивании древесины из массива хвойных пород поверхность получается неровной, с непрокрашенными полосами из-за наличия в древесине смолы.

Небольшие трещины, оставшиеся после шлифования, неглубокие выколы и вырывы волокон в древесине хвойных пород заливают густым прозрачным лаком и после его высыхания шлифуют. Подобрать шпатлевку под натуральный цвет древесины хвойных пород практически невозможно.



Рис. 53: Шлифование ручными электрошлифовальными машинами:

со шлифовальным диском (а), прямоугольной площадкой (б) и непрерывной лентой (e).

Нанесение и сушка отделочного материала. При нанесении отделочных материалов ручными инструментами различают лакирование и полирование. Для лакирования применяют прозрачные лаки, для полирования — политуры, разравнивающие и полировочные жидкости.

Для прозрачной отделки мебели в условиях домашних мастерских применяют главным образом нитроцеллюлозные и щелочные спиртовые лаки.

Нитроцеллюлозные лаки (нитролаки) используют в основном марок НЦ-218 и НЦ-222. Содержание сухого остатка в лаке (пленкообразующих) 22—33%. Время практического высыхания (от пыли) — 1 ч, полного высыхания — не менее суток. При загустевании лаки разбавляют растворителями 646 и 647. Лаки наносят кистью, тампоном, распылением. Отверждение лаков происходит при температуре 1 8—20°С.

Для получения матовых поверхностей применяют лак НЦ-243, в состав которого входит специальная матирующая добавка. Его разбавляют растворителем 646. Лак, подогретый до 70°С, следует наносить распылением или кистью. Лак отверждается при температуре 1 8—23°С. Нитролаки — основной материал для отделки мебели в домашних условиях. Нитролаковое покрытие практически бесцветно. Со временем оно несколько темнеет и принимает желто-янтарный цвет.

При нанесении нитролаков надо следить, чтобы в помещении не было слишком высокой влажности воздуха и сквозняков, что может вызвать помутнение лаковой пленки. Причинами помутнения лаковой пленки могут быть также нанесение чрезмерно толстых слоев лака, применение избыточного количества растворителя для разбавления нитролаков или растворителей, не рекомендуемых для этих целей.

Шеллачные лаки представляют собой раствор шеллачной смолы (продукт жизнедеятельности тропических насекомых) в 95%-ном этиловом спирте. Для изготовления лака шеллак растворяют в спирте до получения 25—40%-ной концентрации. По внешнему виду шеллачный лак — это мутная жидкость от светло- до темно-коричневого цвета. Содержание сухого остатка в лаке 35—37%. Лак наносят тампоном или кистью. Продолжительность полного высыхания при температуре 1 8—20°С — не более 1 ч.

Раствор шеллака в спирте до получения 5—1 5%-ной концентрации называется шеллачной политурой.

Для нанесения отделочных материалов на плоские поверхности применяют щетинные и волосяные кисти-ручники круглой формы (рис. 54 а). Для разравнивания слоев жидкого лака на отделываемой поверхности используют плоские кисти-флейцы (рис. 54 б). Специальные круглые кисти (рис. 54 в, г) применяют для нанесения лаков на фигурные поверхности, отделки резьбы и т. п. Тампон делают из мебельной ваты или вязальной шерсти, завернутой в полотняную ткань.

Наносить отделочные материалы кистью можно на поверхности любых форм. При отделке тампоном отделочные материалы не наносятся на поверхность углублений (фальцы, пазы, резьба по дереву).

При лакировании кисть (рис. 54 д) окунают в сосуд с лаком и наносят лак на отделываемую поверхность вдоль волокон древесины.

При лакировании лак следует наносить ровным слоем, не допуская потеков и неравномерной толщины пленки. Потеки лака могут появиться при использовании очень жидких лаков, а неравномерная толщина пленки — при применении загустевших лаков.



Рис. 54. Лакирование отделываемых поверхностей:

а—г — кисти для нанесения лака; д — нанесение лака кистью; е — нанесение лака тампоном; ж — использование бытовых пылесосов для распыления лаков; з — распылитель; и, к — направление струи при распылении лака.

И в том, и в другом случае необходимо привести вязкость лаков к норме.

Отделочные материалы можно наносить распылением, используя бытовые пылесосы (рис. 54 ж), укомплектованные специальным распылителем (рис. 54 з), надеваемым на шланг пылесоса.

Метод распыления с использованием бытовых пылесосов основан на распылении отделочных материалов с помощью давления воздуха, подаваемого в банку, заполненную лаком на 2/3—3/4 своего объема. Выходя из сопла разбрызгивателя или распылителя, струя воздуха захватывает отделочный материал и распыляет его на мелкие капли. При попадании на поверхность эти капли сливаются и образуют сплошной слой покрытия.

Для получения равномерного по толщине покрытия при распылении отделочного материала желательно, чтобы струя была направлена перпендикулярно горизонтальной поверхности. В этом случае покрытие на поверхность наносится более ровным по толщине слоем по сравнению с покрытием, наносимым струей, наклоненной к поверхности (рис. 54 к).

Нанесение на отделываемую поверхность шеллачных политур (столярное полирование) выполняют тампоном.

При полировании завернутую в полотно вату или шерсть тампона смачивают политурой и круговыми движениями обрабатывают отделываемую поверхность. Под легким нажимом руки на тампон политура выступает из тампона и тончайшим слоем ложится на поверхность. Влажный след, оставляемый тампоном на отделываемой поверхности, называется ласом (рис. 55 а). В начале полирования, когда тампон достаточно влажный, ласы на отделываемую поверхность наносят круговыми движениями (рис. 55 б), накладывая их один возле другого. При этом тонкий слой политуры, оставленный тампоном, быстро высыхает и перекрещивание ласов не смывает ранее нанесенного слоя. Если слой смывается, значит, тампон сильно переувлажнен политурой. В этом случае ласы накладывают один за другим, не перекрещивая их (рис. 55 в).

Только после некоторого подсыхания тампона можно наносить ласы круговыми движениями. При подсушенном тампоне движения делают широкими (рис. 55 г), чтобы ускорить расход оставшейся в тампоне политуры. Затем тампон вновь заправляют политурой и повторяют процесс. Таким образом наращивают пленку определенной толщины.

При работе нельзя допускать остановки тампона или слишком сильного нажима на него, так как это вызовет частичное растворение ранее нанесенного слоя, прилипание тампона к поверхности и порчу («ожог») покрытия.

Чтобы уменьшить опасность прилипания, на подошву тампона или на отделываемую поверхность наносят несколько капель растительного масла.

Столярное полирование включает в себя три последовательно выполняемые операции: грунтование, создание смоляной пленки (полирование) и удаление масла. Между операциями грунтования и полирования предусматривается технологическая выдержка деталей в условиях мастерской и шлифование поверхностей.

При грунтовании поры древесины заполняют растворенным в спирте шеллаком, одновременно на отделываемой поверхности появляется тонкий слой грунтовки. Чтобы ускорить заполнение пор, поверхность в процессе обработки влажным тампоном припудривают тонким слоем порошка пемзы.



Рис. 55. Полирование тампоном:

а — прием полирования с образованием ласа; б — схема движений тампоном при нормальном его увлажнении; в — то же, при избыточном увлажнении; г — то же, при подсушенном тампоне.

При накладывании ласов порошок пемзы интенсивно смачивается политурой и вместе с растворенным шеллаком заполняет поры. Для грунтования применяют 12—15%-ную политуру. Грунтование считается законченным, когда все поры древесины заполнены и поверхность покрыта тонкой пленкой смолы (шеллака). Загрунтованные детали выдерживают в условиях мастерской не менее 7 суток, если при грунтовании пользовались маслом, и не менее 2 суток при грунтовании без применения масла. В период выдержки пленка и масло просыхают, порозаполнитель проседает в порах в результате уменьшения его объема при затвердевании.

После выдержки загрунтованную поверхность шлифуют порошком пемзы или шкуркой № 2, 3, смачивая ее от засаливания маслом. При шлифовании порошком пемзы поверхность посыпают сплошным слоем тонкого порошка, смачивают ее маслом и шлифуют обернутой сукном деревянной колодкой или колодкой из коры пробкового дерева. Отшлифованную поверхность протирают насухо ветошью. Поверхность после шлифования должна быть гладкой и матовой. На ней не должно быть раковин от проседания порозаполнителя. Слой грунта, образованный при грунтовании, должен тонким слоем закрывать всю поверхность.

Созданием смоляной пленки (полированием) получают гладкую блестящую поверхность. Операцию выполняют 8—10%-ной политурой с применением масла, чтобы обеспечить скольжение тампона. При работе подсушенным тампоном поверхность незначительно припудривают порошком пемзы, который применяют для шлифования смоляной пленки.

Полирование заканчивают, когда вся поверхность будет гладкой и равномерно блестящей. Поверхность после полирования покрыта тонким слоем масла.

Если при шлифовании загрунтованной поверхности грунтовка была частично прошлифована до древесины, то в местах прошлифовки смоляная пленка будет впитываться древесиной и проседать. В этом случае полирование повторяют дважды, а в случае повторного проседания пленки — трижды с промежуточными выдержками.

Чтобы придать поверхности зеркальный блеск, жидкими и сухими составами удаляют остаточные масла. Из жидких составов наиболее простые: смесь спирта с водой; смесь политуры с водой; смесь политуры с водой с добавлением соли для оседания шеллака; смесь политуры с водой с добавлением эфира для активного удаления масла. Для удаления масла чистый тампон слегка смачивают приготовленным составом и быстрыми движениями протирают поверхность. Если движение тампона замедлить или задержать, то получится «ожог» пленки.

Из сухих составов для удаления масла применяют порошки (венская известь, мел и др.), хорошо собирающие масла. Поверхность посыпают порошком тонкого помола и протирают ветошью. Более эффективно масла удаляют жидкими, а затем сухими составами. Полученная после снятия масла поверхность должна иметь зеркальный блеск.

Основные дефекты столярного полирования — побеление пор, проседание пленки, побеление пленки, выступание масла на поверхность пленки, местное помутнение пленки при удалении масла.

Побеление пор обычно наблюдается у древесины темных пород (орех, палисандр) после высыхания порозаполнителя. Причина побеления — чрезмерно большое количество порошка пемзы, применяемого при грунтовании. Растворенный в политуре шеллак не обволакивает попавший в поры порошок, который после высыхания порозаполнителя приобретает первоначальный цвет. Для устранения этого дефекта необходимо зачистить поверхность заново. Побеление пленки происходит также при содержании в спирте, применяемом для изготовления политуры, свыше 5% воды.

При проседании пленки полирование следует повторять до тех пор, пока этот дефект не будет устранен.

Причина выступания масла на поверхности пленки (после его удаления) — недостаточная выдержка между операциями полирования и удаления остаточных масел. При полировании с избытком масла часть масла оказывается внутри пленки. При последующей выдержке оно выпотевает на поверхность пленки. В этом случае с поверхности пленки его удаляют повторно. При полировании следует несколько раз менять полотно тампона, удаляя значительную часть масла еще в процессе полирования.

Причина местного помутнения пленки при удалении масла — «ожог» пленки. При незначительном «ожоге» необходимо повторить полирование еще одним тампоном, припудривая поверхность порошком пемзы для шлифования места «ожога». При значительном «ожоге» поверхность шлифуют и полируют заново.

Кроме дефектов полирования в процессе изготовления изделия на отполированной поверхности могут остаться пятна от пальцев рук, загрязнения и т. п. Поэтому после сборки и установки на место изделие освежают 5%-ной шеллачной политурой с очень незначительным добавлением масла. Затем масло удаляют.

Лаковые покрытия сушат в условиях мастерской при температуре не ниже 18°С. Во время сушки жидкие отделочные покрытия отвердевают. При сушке необходимо следить, чтобы на покрытие не попадала пыль. Для этого пол в мастерской увлажняют, для удаления пыли делают влажную уборку.

Облагораживание покрытий. После нанесения отделочных материалов и их сушки поверхность покрытия имеет неровности — волнистость и шероховатость. При нанесении отделочных материалов кистью возникает бороздчатая структура поверхности покрытия. После сушки на поверхности покрытия могут быть различные дефекты: пузыри, кратеры, потеки и др. Для устранения дефектов покрытия разравнивают тампоном и полируют.

Разравнивание тампоном применяют для растворимых покрытий (спиртовые и нитро-целлюлозные лаки). По технике исполнения процесс разравнивания напоминает столярное полирование.

При разравнивании шеллачных спиртовых покрытий тампон смачивают шеллачной политурой. Разравнивание проводят с добавлением нескольких капель растительного масла.

При разравнивании нитроцеллюлозных покрытий тампон смачивают специальными разравнивающими жидкостями, обладающими растворяющими- способностями по отношению к покрытию. Растворяющая способность таких жидкостей должна быть достаточной для того, чтобы только слегка растворить верхний слой покрытия. Если растворяющая способность жидкости значительна, то может произойти «сжигание» или размыв покрытия. Покрытия разравнивают жидкостью без добавления масла, так как масло входит в жидкость как составная часть.

Разравнивающая жидкость марки РМЕ состоит из смеси летучих органических растворителей с добавкой вазелинового масла и поверхностно-активного вещества ОП-10, которое улучшает смачивание поверхности. Разравнивающую жидкость РМЕ изготавливают по следующей рецептуре (%):

этилацетат 20
бутилацетат 15
бутанол (бутиловый спирт) 4
спирт этиловый 95%-ный 55
скипидар 1
вазелиновое масло 3
ОП-10 2

Поверхностно-активное вещество ОП-10 (ГОСТ 8433—81) выпускается химической промышленностью.

При разравнивании большое значение имеет влажность тампона. Излишне влажный тампон сильно размягчает покрытие и вызывает усадку верхних слоев. Если в начале разравнивания тампон увлажнен недостаточно, то растворяется слишком тонкий слой покрытия и поверхность покрытия не выравнивается за счет перераспределения лака.

Разравнивать покрытие следует сначала в направлении поперек волокон древесины, нажимая на тампон до уничтожения волнистости, шероховатости и потеков, а также заполнения пор древесины, проколов, кратеров и других углублений за счет перераспределения верхних слоев покрытия. Затем необходимо уничтожить следы, оставшиеся от поперечного движения тампона. При этом тампон должен двигаться в направлении вдоль волокон древесины до ликвидации следов, оставшихся от тампона. По мере высыхания тампона нажим на него должен уменьшаться, направление движения тампона должно быть под различными углами к волокнам древесины.

Чтобы ускорить процесс разравнивания нитроцеллюлозных покрытий, поверхность подвергают один раз мокрому шлифованию шкуркой с уайт-спиритом или керосином.

Нитроцеллюлозные покрытия полируют специальными жидкостями для более тщательного выравнивания поверхности после разравнивания, чтобы придать покрытию зеркальный блеск. Поэтому в жидкостях, предназначенных для полирования, содержание растворителей нитроцеллюлозы невелико. Ниже приведен состав полировочной жидкости № 1 8 (%):

этилацетат 2
бутилацетат 1
бута нол 5
бензин «Галоша» или скипидар 20
спирт этиловый 95%-ный 89
вазелиновое масло 1
ОП-10 2

Содержание растворителей нитроцеллюлозы — этила и бутилацетата в полировочной жидкости составляет 3%, а в разравнивающей жидкости РМЕ —35%.

При разравнивании нитроцеллюлозных покрытий неплохие результаты можно получить, применяя вместо специальных растворителей (РМЕ и др.) растворители 646 и 647, с добавлением в них 70—80% этилового спирта и 3% вазелинового масла. Содержание этила и бутилацетата в растворителях 646 и 647 соответственно составляет 10% и 51%. Поэтому при работе растворителем 647 следует применять растительное масло, чтобы исключить «ожог» пленки.

Нитроцеллюлозные покрытия полируют тампоном, смоченным в полировочной жидкости. По технике исполнения полирование нитроцеллюлозных покрытий не отличается от их разравнивания.

При разравнивании и полировании нитроцеллюлозных покрытий следует по возможности меньше расходовать разравнивающей и полировочной жидкостей на единицу отделываемой поверхности. Содержащиеся в жидкостях вазелиновое масло и вещество ОП-10, облегчая работу с этими жидкостями, не улетучиваются, а остаются на поверхности в виде тонкой пленки, замедляя процесс сушки покрытия.

После полирования и выдержки в течение 1 —2 ч с полированных покрытий вручную тампоном удаляют остаточные масла, придающие покрытию жирный блеск. Для удаления масла применяют полировочную воду, представляющую собой суспензию мягкого минерального порошка в эмульсии, содержащей воду, нежирное масло (камфарное, веретенное), уайт-спирит или керосин. Примерный состав полировочной воды в весовых частях: минеральный порошок — 25, вода — 35, масло нежирное —15, уайт-спирит или керосин — 25.

Процессы получения прозрачных покрытий. Основные виды покрытий при нанесении отделочного материала кистью, тампоном и распылением — столярное полирование и лакирование.

Столярное полирование дает гладкую, ровную, без волнистости пленку. Можно получить покрытие с зеркальным блеском и матовое. Для получения матового покрытия пленку с зеркальным блеском протирают мягкой щеткой или ладонью, покрытой тонким слоем пемзового порошка.

Процесс столярного полирования, при котором толщина пленки наращивается шеллачной политурой, обычно называют чистым полированием. Весь процесс чистого полирования, включая промежуточные выдержки между операциями, длится, как правило, не менее двух недель.

Чтобы ускорить процесс столярного полирования, применяют смешанное полирование, при котором поверхность огрунтовывают нитроцеллюлозным лаком. После сушки поверхность покрытия шлифуют и далее отделку выполняют по технологии чистого столярного полирования. При смешанном полировании продолжительность отделки составляет 5—7 суток.

При лакировании ручным инструментом следует различать технологические процессы отделки спиртовым шеллачным, нитроцеллюлозным и масляным лаками.

При лакировании спиртовым шеллачным лаком поверхность обычно грунтуют восковыми мастиками. Восковые мастики представляют собой раствор пчелиного воска в скипидаре. Для приготовления мастики пчелиный воск расплавляют на водяной бане, затем добавляют скипидар и перемешивают до получения однородной густой массы.

Процесс отделки в этом случае состоит из следующих операций: вощение, сушка при температуре 1 8—23°С в течение 24 ч, протирка поверхности жесткой тканью и двух-трехразовое лакирование шеллачным лаком.

При лакировании нитроцеллюлозными лаками поверхность лакируют два-три раза с промежуточными сушкой и сухим шлифованием шкурками № 5, 6. Затем лаковую пленку разравнивают распределительной жидкостью РМЕ. Поверхности из массива древесины хвойных пород лакируют четыре-пять раз слегка увлажненным тампоном, втирая лак в отделываемую поверхность.

Для прозрачной отделки кроме рекомендованных нитроцеллюлозных и спиртовых шеллачных лаков можно рекомендовать отделку мочевинными (МЧ), меламиновыми (МЛ), пантефаливаемыми (ПФ), уренановыми (УР) лаками, восковыми и канифольными мастиками.

Указанные лаки, кроме лака УР, как правило, редко применяются для отделки мебели промышленными предприятиями ввиду их нетехнологичности (в основном из-за длительного высыхания), но с успехом могут быть использованы в условиях домашних мастерских.

Лаки МЧ — лаки кислотного происхождения, в которых в качестве отвердителя используют растворы кислот. Изготовляют лаки в виде двух полуфабрикатов, смешиваемых перед употреблением. Для отделки мебели рекомендуется лак МЧ-52. Лак образует прозрачное глянцевое покрытие, обладающее повышенной атмосферостойкостью и истираемостью по сравнению с лаками НЦ. Перед употреблением в основной состав лака вводят кислотный отвердитель в количестве 7; на 93% лака. Продолжительность высыхания с введенным отвердителем при 1 8СС не более 2 ч. Жизнеспособность лака, т. е. срок годности после введения в него отвердителя, примерно 7 ч. Жизнеспособность сокращается с увеличением количества добавленного отвердителя. До рабочей вязкости лак доводят разбавителем РКБ-2 или РЭ-1 8.

Лаки МЛ предназначены для получения матовых тонких покрытий с открытыми порами. Для отделки мебели рекомендуется лак МЛ-214. Лак двухкомпонентный поставляется с кислотным отвердителем. Кислотный отвердитель вводят перед употреблением лака в количестве 15% на 85% лака. Продолжительность высыхания лака с введенным отвердителем при 1 8°С не более 1 ч. Жизнеспособность лака с введенным отвердителем не менее 24 ч. До рабочей вязкости лак доводят ксилолом или другими растворителями, в состав которых входит ксилол (РКБ-1 и др.).

Лаки ПФ образуют глянцевые водостойкие покрытия. Процесс высыхания лаков ПФ подобен процесс высыхания масел. Поэтому в лаки ПФ для ускорения высыхания вводят сиккативы, для разбавления лаков уайт-спирит и скипидар. Время высыхания «от пыли» — 8 ч, полного не менее 24 ч.

Лаки УР образуют шелковисто-матовое покрытие, стойкое к истиранию и атмосферным воздействиям. Лаки экономичны: для получения покрытия высокого качества достаточно нанести тонкий слой лака. Время высыхания лака при 1 8°С не более 2 ч.

Подготовка поверхности под отделку лаками МЧ, МЛ, ПФ и УР аналогична подготовке под лаки НЦ. Лаки наносят кистью или распылением. Лаки необратимые (не поддаются облагораживанию), поэтому качество покрытий будет всегда выше при применении жидких, разбавленных лаков, наносимых за два раза, с промежуточным шлифованием шкуркой после отверждения первого слоя.

Для отделки мебели из крупнопористой древесины (дуб, ясень), а также ольхи, кедра можно применять пастообразные восковые или парафиновые мастики в качестве самостоятельного отделочного покрытия. Приготовляют мастики на месте потребления следующим образом. Тонко настроганный пчелиный воск или твердый парафин расплавляют в посуде на водяной бане. В расплавленный воск при постоянном перемешивании вливают растворитель (скипидар или уайт-спирит) и продолжают размешивание до образования однородной сметанообразной массы. Для приготовления мастики из пчелиного воска к 40 весовым частям воска добавляют 60 весовых частей растворителя, для мастики из парафина соответственно 60 и 40 весовых частей. Приготовленную мастику употребляют остывшей до 20—25°С. Если мастика недостаточно густа, ее оставляют на некоторое время в незакрытой посуде, для испарения растворителя. Мастику наносят на отделываемую поверхность вручную щеткой или тряпкой, втирая ее в поры древесины. После испарения растворителей поверхность протирают чистой жесткой тканью вдоль волокон древесины.

Мастики образуют эффектные покрытия с матовым блеском. Их недостаток — низкая водостойкость и теплостойкость. Температура плавления пчелино’го воска 63—64°, твердого парафина — около 60°. При повреждении влагой поверхности, натертые мастиками, легко восстанавливаются протиркой жесткой тканью.

Непрозрачная отделка. Непрозрачное покрытие получают нанесением на отделываемую поверхность нескольких слоев непрозрачной эмали. Так же как и при прозрачной отделке, это позволяет получить покрытия с открытыми и закрытыми порами.

Для непрозрачной отделки применяют в основном нитроэмали марок:

НЦ-25 глянцевая, различных цветов, НЦ-257 матовая, цвета слоновой кости и белая, НЦ-26 глянцевая, белая и красная, НЦ-27 глянцевая, черная. Содержание сухого остатка в эмалях НЦ-25 и НЦ-257 — 28-44%, в эмалях НЦ-26 и НЦ-27 — 6-12%. Время практического высыхания эмалей 1 ч, полного высыхания — не менее суток. При за-густевании эмали разбавляют растворителями 646 и 645. Эмали НЦ-25 и НЦ-257 наносят кистью, НЦ-26 и НЦ-27 — распылителем. Эмали отверждаются при температуре 18-20°С.

При подготовке поверхности под непрозрачную отделку образовавшиеся после обработки стругами сколы и вырывы волокон шпатлюют. После высыхания шпатлевки поверхность шлифуют и грунтуют слоем жидкой непрозрачной эмали.

Для получения покрытия с открытыми порами на поверхность после шлифования грунтовки наносят один-два слоя эмали с промежуточными сушкой и шлифованием шкурками № 5, 6. Затем полученную пленку разравнивают распределительной жидкостью РМЕ.

Процесс получения непрозрачного глянцевого и матового покрытия с закрытыми порами глянцевыми нитроэмалями приведен в таблице 3. Для получения матового покрытия поверхность матируют шлифованием мелкой шкуркой или порошком пемзы.

При отделке матовыми эмалями поверхность не матируют.

Для непрозрачной отделки кроме нитроэмалей применяют отделку пантефталевае-мыми (ПФ) эмалями и водоразбавляемыми эмульсионными красками.

Подготовка поверхности под отделку эмалями ПФ аналогична подготовке под отделку эмалями НЦ. Эмали ПФ наносят на предварительно загрунтованную олифой поверхность с добавлением в олифу небольшого количества эмали. Эмали ПФ относятся к необратимым эмалям, поэтому относительно равные покрытия эмалями для отделки определяется вкусом и возможностями изготовителя.

Поверхности корпусной мебели можно отделывать водоразбавляемыми эмульсионными красками. Краски устойчивы к действию слабых кислот (уксус) и допускают промывку отделанных поверхностей водой и слабым мыльным раствором. Их можно подкрасить водорастворимыми красителями (анилиновые и др.) в желаемый цвет. Продолжительность практического рысыхания краски «от пыли» — 2 часа, полного — 12 часов.

Перед покраской поверхности шпаклюют. Затем все окрашиваемые поверхности шлифуют шкуркой и олифят. После высыхания олифы наносят два-три слоя краски поролоновым валиком или кистью. При нанесении кистью последний слой краски торцуют поролоновой губкой. Отделываемая поверхность имеет приятную рельефную фактуру с легким блеском.

Имитационная отделка. Имитационную отделку поверхностей мебели под ценные породы древесины в условиях домашних мастерских выполняют методом разделки.

Имитация мебели под ценные породы древесины методом разделки — один из древнейших способов художественной отделки изделий из древесины.

Инструментами для разделки являются круглые и плоские кисти, резиновые гребешки и металлические гребни. Резиновые гребешки изготовляют из резиновых пластин толщиной 3—5 мм, по краям которых нарезаются зубья.

При разделке надо иметь образцы древесины, под которую разделка выполняется.

Подготовку поверхности под разделку происходят так же, как под окраску масляными эмалями. Сущность способа разделки сводится к следующему.

На подготовленную поверхность наносят слой грунта. Так как при высыхании цвет грунта становится темнее, цвет наносимого грунта должен быть немного светлее фона образца древесины. Например, для грунта под светлый дуб рекомендуются на 100 вес. ч. цинковых густотертых белил добавить 15 вес. ч. охры золотистой. В густотертую краску вводят охру и тщательно перемешивают с добавлением олифы, скипидара или уайт-спирита.

После высыхания фона на него наносят разделочный слой более темного цвета. В приведенном примере разделки под светлый дуб для разделочного слоя рекомендуются охра золотистая 1 00 вес. ч. и умбра натуральная 30 вес. ч., замешанные на олифе с добавлением скипидара или уайт-спирита.

Приведенные рецепты составов для грунта и разделочного слоя под светлый дуб могут варьироваться в значительных пределах в зависимости от подобранных образцов древесины.

При разделке под орех в составе грунта и разделочного слоя применяют коричневые пигменты, например, умбру жженую, а при разделке под красное дерево красные пигменты, например, сурик железный и другие.

Свеженанесенный разделочный слой служит основой для разделки под текстуру древесины. Технологическая последовательность операций разделки приведенная на рис. 56. Сначала резиновыми гребешками частично снимают разделочный слой так, чтобы оставшиеся на поверхности полосы воспроизводили рисунок тангенциальный (рис. 56 а) или радиальный (рис. 56 б) текстуры древесины.

После нанесения по всей поверхности рисунка текстуры древесины приступают к растушевке текстуры кистью, расширяя слои текстуры к периферии (рис. 56 в).

Наиболее сложным при разделке под текстуру древесины является имитация пор древесины. Ее выполняют металлическим гребешком с очень мелкими зубьями (рис. 56 г) или накатывают специальными стальными роликами. Поры имитируют, когда разделочный слой несколько подсохнет.

После высыхания разделочного слоя поверхность лакируют светлыми ПФ лаком. Перед лакированием поверхность иногда покрывают лессировочным составом (рис. 56 д), который зрительно углубляет текстуру древесины, делая ее более рельефной. Цвет лессировочного состава подбирают немного темнее цвета грунта.

Для приготовления лессировочного состава применяют пигменты с показателем преломления лучей света, близким к показателю преломления пленкообразователя (связующего). Этими свойствами, например, обладают пигменты определенной дисперсности (тонкости помола) сиены натуральной и жженой и умбры натуральной и жженой.

Сиена — природный пигмент от желтого до коричнево-желтого цвета. При прокаливании сиена темнеет, приобретая красновато-коричневый цвет (сиена жженая). Сиена малоукрывиста и дает просвечивающие (лессирующие) покрытия.

Умбра — природный пигмент коричневого цвета. При прокаливании темнеет (жженая умбра). Умбра принадлежит к укрывистым пигментам и применяется для приготовления лессирующих покрытий под орех, мореный дуб, красное дерево.

Лессирующие покрытия приготовляют на масляных (олифа) или водных (пиво, квас) связующих. Показатели преломления лучей света льняного масла 1,479. Воды 1,33. Показатели преломления пигментов в зависимости от тонкости помола указываются в паспорте пигмента на упаковках.


Для приготовления масляных лессирующих составов сухие пигменты растирают на разбавителе (скипидар) и смешивают с олифой в соотношении 1:1. Водные лессирующие составы приготовляют разведением пигментов в хлебном квасе или пиве до рабочей вязкости. Количество пигментов подбирают экспериментально, путем пробных покры-



Рис. 57. Набор крестьянской мебели для обеденной зоны с разделкой изделий под дуб.

Нанесенный сырой лессировочный слой осторожно осветляют в отдельных местах мягкой ветошью, затем кистью слегка растушевывают поверхность. После высыхания лессировочный слой покрывают светлым ПФ лаком два раза с промежуточным шлифованием порошком пемзы или шкурками с мелкими абразивными зернами (микронными) № М-20, М-40.

Качество имитации текстуры древесины методом разделки может быть очень высоким и во многом зависит от мастерства исполнителя. На рис. 57 показан набор крестьянской мебели для обеденной зоны, изделия которого разделаны под дуб. Таким набором можно украсить помещение дачного и сельского дома.

В настоящее время способы имитации текстуры древесины методом разделки во много утрачены. Однако ввиду все увеличивающего недостатка в шпоне из древесины лиственных пород и высокой его стоимости улучшение декоративных свойств мебели методом разделки в условиях домашних мастерских приобретает актуальное значение. Для консультсщии по методам разделки на начальном этапе работ целесообразно привлечь квалифицированного мастера-альфрейщика.

Специальная художественная отделка. Под художественной отделкой древесины понимают все виды обработки ее поверхности, направленные на улучшение внешнего вида мебели. К таким видам отделки при обработке древесины ручными инструментами относятся: декорирование накладными профилями и лицевой фурнитурой из древесины, резьба и мозаика по дереву.

Декорирование фасадных поверхностей накладными профилями из древесины является наиболее доступным способом художественной отделки мебели. Для декорирования применяют профильные накладки на пласти и кромки плит и рамок, раскладки на кромки, профильные накладные стенки ящиков и другие изделия. Технология изготовления профилей рассмотрена в следующем разделе книги.

Декоративные накладные профили приклеивают к мебели поливинилацетатной дисперсией, эпоксидными и другими универсальными клеями, имеющими адгезию к древесине и лаковым покрытиям. Клей наносят только на середину поверхности с таким расчетом, чтобы в процессе приклеивания он не выступил за края профиля.

При приклеивании, декоративные профили прижимают струбцинами или шпильками. Шпильки забивают молотком. При забивании шпильки утапливают добойником. Шпильки прижимают склеиваемые поверхности одну к другой и обеспечивают дополнительное механическое крепление профиля.

Мебельную декоративную лицевую фурнитуру из древесины лиственных и хвойных пород используют как накладной декоративный элемент. К таким изделиям фурнитуры относятся ручки-планки (рис. 58 а), ручки-скобы (рис. 58 б), ручки-кнопки (рис. 58 в), ручки-раковины (рис. 58 г).

Для отделки лицевой фурнитуры из древесины применяют прозрачные лаки, имеющие по сравнению с нитролаками повышенные твердость и содержание сухого остатка. К таким лакам относятся лаки кислотного отверждения марок МЧ-52 и МЧ-26, используемые для отделки полов.

Фурнитуру из древесины крепят шурупами и клеем. Прочность крепления шурупами зависит от способности древесины удерживать их при выдергивании. С повышением плотности сопротивление древесины выдергиванию шурупов увеличивается. Если принять усилие, необходимое для выдергивания шурупа из древесины сосны, за единицу, то при прочих равных условиях для выдергивания шурупа из дуба, бука и ясеня необходимо приложить усилие в полтора-два раза больше, чем из сосны. Сопротивление выдергиванию шурупов, ввинченных вдоль волокон древесины, в среднем в два раза меньше сопротивления выдергиванию шурупов, ввинченных поперек волокон. С увеличением диаметра шурупа и глубины его ввертывания сопротивление выдергиванию повышается.

Для крепления ручек из древесины хвойных пород применяют шурупы диаметром 3 мм, ручек из древесины твердых лиственных пород — шурупы диаметром 2—2,5 мм. Для крепления ручек-кнопок диаметр шурупа должен быть не менее 4 мм, так как шуруп ввинчивается вдоль волокон древесины.

Под шуруп в ручке предварительно просверливают гнездо. Диаметр гнезда должен быть равен внутреннему диаметру резьбы шурупа.

Резьба по дереву. Для декорирования мебели применяют резьбу по дереву, выполненную непосредственно на изделиях мебели или в виде отдельных резных деталей (накладок), прикрепляемых затем к мебели.

Резьбу по дереву выполняют различными по форме стамесками (рис. 59). К ним относятся прямые (рис. 59 а), косячки (рис. 59 б), полукруглые с различными радиусами кривизны (рис. 59 в), уголки (рис. 59 г), церазики (рис. 59 д). Стамески прямые, косячки, полукруглые, уголки выпускаются шириной 4, 6, 8, 1 0, 16 мм, стамески церазики — шириной 4 мм.

Для резьбы применяют древесину тех же пород, что и для изготовления мебели. Отработку техники приемов резания следует выполнять на древесине липы или ольхи.

Древесина липы и ольхи легко режется, мало подвержена растрескиванию и короблению. Древесина ольхи, кроме того, хорошо отделывается и имитируется под красное дерево и орех. Хорошими качествами для резьбы обладает древесина березы, тополя.

Из твердых лиственных пород используют древесину дуба, бука, ореха, ясеня, груши. Из хвойных пород применяют древесину ели, кедра, тиса, сосны.

Основными видами резьбы по дереву для декорирования мебели являются геометрическая, рельефная и пропильная.

Геометрическую резьбу выполняют в виде орнамента, розеток, полурозеток и уголков, состоящих из повторяющихся элементов прямолинейной и криволинейной формы (рис. 60 а).

Геометрическую резьбу начинают с разметки. При разметке на заготовку твердым карандашом наносят только те линии рисунка, которые при резьбе формируют узор пра-



Рис. 58. Декоративная лицевая фурнитура из древесины:

a — ручки-планки, б — ручки-скобы, в — ручки-кнопки, г — ручки-раковины.



Рис. 59. Стамески для резьбы по дереву:

а — прямая, б — косячок, в — полукруглые, г — уголки, д — церазики.

(рис. 61 а, б), на спинках стульев (рис. 61 в), в виде накладных декоративных элементов и филенок. Для выполнения рельефной резьбы применяют все инструменты для резьбы по дереву. Последовательность выполнения рельефной резьбы включает: нанесение рисунка, подрезку контура орнамента, выборку фона начерно, окончательное формирование контура, зачистку фона начисто, чеканку.



Рис. 60. Геометрическая резьба на мебели:

а — виды резьбы; б — разметка резьбы; в, г — приемы резанья косячком.

Рисунок на заготовку наносят с шаблона, выполненного в натуральную величину. Шаблон из бумаги или кальки накладывают на заготовку и через копировальную бумагу переносят рисунок. Чтобы рисунок не стирался с заготовки во время резьбы, его покрывают слоем прозрачного лака.

При подрезке контура орнамента удаляют древесину в местах углубления фона. Сначала стамеской подрезают контур (рис. 61 г) в соответствии с нанесенным рисунком. При подрезке контура резание происходит вдоль и поперек волокон древесины. При резании поперек волокон расстояние I между соседними участками контура может быть мало. Поэтому, чтобы не допустить скола древесины на таких участках, стамеску в начале подрезки контура следует слегка наклонить в сторону рисунка, а затем по мере углублении подрезки контура надрез делать вертикальным.

После подрезки контура проводят выборку фона наверно (рис. 61 д). Резание проводят стамесками в разных направлениях волокон древесины.

После выборки фона начерно окончательно формируют контур (рис. 61 е). Рельеф контура закругляют или заоваливают, выполняют различные ложкообразные углубления, вырезают лепестки цветов, листья и т. п.

Фон начисто (рис. 61 ж) зачищают широкими и узкими стамесками вдоль и поперек волокон древесины. Затем на фоне в соответствии с рисунком могут быть нанесены косячком или церазиком мелкие углубления (рис. 61 з).

Заключительной операцией является чеканка фона стальным чеканом, если она предусмотрена рисунком.

Накладные изделия с рельефной резьбой выполняют отдельно и затем в готовом виде наклеивают на поверхность изделия.

Заготовки накладной резьбы предварительно наклеивают через бумагу на ровную доску-подушку. Сначала на подушку наклеивают жидким глютиновым клеем газетную бумагу, а поверх бумаги — заготовку. Перед наклеиванием контур накладной резьбы может быть предварительно выпилен лобзиком.

Готовую резьбу осторожно снимают с подушки с помощью тонкой линейки или ножа.

Пропильную резьбу в мебели выполняют с помощью выкружной пилы, стамесок и сверл. Она может быть выполнена как внутри детали по замкнутому контуру, так и с наружной стороны. Пропильную резьбу широко применяют в мебели из массива древесины хвойных пород.

Резьбу отделывают прозрачными лаками. При необходимости резьбу подкрашивают водорастворимыми красителями.

Иногда резьбу бронзируют. При бронзировании поверхность покрывают порошком бронзы, смешанным со связующим веществом (лаком). Смесь наносят кистью. Другой вид бронзирования — нанесение бронзового сухого порошка на поверхность, покрытую лаком, высушенным «до отлила». Для бронзирования обычно применяют спиртовые лаки. Нельзя пользоваться синтетическими лаками, в которых бронзовый порошок темнеет (нитролаки и др.).

Мозаика по дереву. Для декорирования мебели применяют мозаику различных рисунков, выполненную из кусочков шпона разных пород или цвета (художественные наборы шпона) и блочную.



Рис. 61. Рельефная резьба на мебели:

а, б — но карнизах и коробках; в — на спинках стульев; г — на накладных элементах и филенках; д — з — последовательность выполнения рельефной резьбы.

При художественном наборе элементы мозаики врезают в простой набор шпона, который является фоновым листом, закрепляют клеевой лентой и вместе с фоном наклеивают на облицовываемую поверхность основы, например, дверки. После зачистки и отделки на дверке сохраняется полученный набор (рис. 62 а). Последовательность выполнения художественных наборов следующая.

На кальку наносят рисунок набора в натуральную величину. Кальку с рисунком накладывают на внутреннюю сторону (которую впоследствии наклеивают на основу) фонового листа и прикрепляют кальку к шпону полосками клеевой ленты (рис. 62 б).

Затем по кальке вырезают часть рисунка, прорезая ножом-резаком (см. рис. 44 в) кальку и шпон фонового листа одновременно. Нож держат строго вертикально. Удалив вырезанную часть, получают гнездо для последующей вставки (рис. 62 в).

С лицевой стороны фонового листа подкладывают лист шпона, предназначенный для вставки, и находят нужное положение листа, при котором текстура вставки и фонового листа соответствует проекту. По контуру гнезда делают на вставке неглубокий надрез ножом-резаком (рис. 62 г). Вынув лист шпона по намеченному надрезу, вырезают вставку (рис. 62 д) и вставляют ее в гнездо фонового листа с лицевой стороны, предварительно передвинув его (рис. 62 е). Места стыков фонового листа и вставки проклеивают клеевой лентой.

В приведенном примере в фоновый лист из шпона ореха врезают цельные вставки из шпона светлых пород древесины. Для таких вставок подбирают древесину без ярко выраженного рисунка, с едва заметной текстурой (клен, береза, груша). Если для вставок применять шпон с ярко выраженной текстурой древесины (красное дерево), то вставки следует делать наборными (рис. 62 ж). Такую вставку врезают в фоновый лист последовательно. Сначала врезают вставку 1, затем вставки 2—6.

При изготовлении шахматных столов необходимо выполнить мозаичный набор шахматного поля. Такой набор выполняют в следующей последовательности (рис. 63, а).

Из девяти полос светлого и темного шпона одинаковой ширины b формируют простой набор (операция 1). Затем по линейке разрезают ножом-резаком полученный набор на восемь полос шириной Ь, сдвигают и склеивают их клеевой лентой (операция 2). Отрезав лишние квадраты, шахматное поле окантовывают прожилкой (операция 3).

Для декорирования мебели применяют украшения, выполненные в технике блочной мозаики.

Из разноцветных пластин древесины или шпона склеивают блок, который разрезают на пластинки под разными углами к основанию блока. Один из примеров изготовления блочной мозаики, применяемой для декорирования некоторых изделий мебели, показан на рисунке 63 б.

Пластины толщиной 4—6 мм склеивают в блок (операция 1). Блок распиливают вдоль и получают пластины из разноцветных пород древесины. Затем полученные пластины распиливают под углом 45° на разноцветные брусочки (операция 2).

Полученные брусочки вклеивают в четверть, отобранную, например, в крышке журнального стола (операция 3). Полученную окантовку заоваливают и зачищают (операция 4).



Рис. 62. Художественный набор шпона:

а — общий вид; б—е — последовательность выполнения набора; ж — вариант наборной вставки; 1—6 — последовательность выполнения наборной вставки.



Рис. 63. Выполнение мозаичного набора:

Шахматного поля (а) и блочной мозаики (6);

1 — 4 — последовательность выполнения операций.

Для изготавливания мозаики применяют отходы шпона различных пород или одной, предварительно проведя их протравное сквозное крашение в широких емкостях в течение нескольких суток.

В качестве протрав используют 1 — 5%-ные растворы хромпиков калиевого и натриевого, дающие окраску коричневых тонов, железного купороса — от серого до черного цвета, хлорной меди и медного купороса — желтовато-коричневые тона.

Вместо железного купороса окраску шпона от серого до черного цвета можно получить следующим образом. В корыто загружают шпон и кладут отходы ржавого железа. Затем заливают теплой водой и держат в течение 2—4 недель в зависимости от требуемого тона.

См.также:

Облицовывание
Облицовывание — это приклеивание на заготовки из древесины, плит и на готовые изделия (рамки, коробки) листовых материалов из шпона, пленок, пластиков, древесноволокнистых плит и фанеры. Листовые материалы, наклеиваемые на заготовки или детали готовых изделий, называются чистовой облицовкой, а заготовки или деталь готового изделия, на которую наклеивают облицовку, — основой…

Детали, рамки, опоры

Детали. Деталями мебели называют изделия, изготовленные из однородного по наименованию материала, а также изделия, полученные склеиванием отдельных заготовок из древесины. Детали могут быть прямолинейные и криволинейные, прямоугольные и профильные в сечении. Детали из цельной древесины более подвержены растрескиванию и короблению, чем клееные… Главная страница сайта | Главная страница раздела